Горячая точка планеты. Уже много лет. И конца края этому не видно. Я туда не попал по непонятной случайности...
Вот на Эхе хорошая статья о начале войны. О том, что никакой провокации ЦРУ и Америки не было, что взятие дворца Амина было шоком для всей планеты, в том числе и для лидеров советского гос-ва.
В.МЛЕЧИН: Афганистан был абсолютно на периферии американского внимания, и мы располагаем документальными исследованиями. Дело в том, что когда захватили иранские студенты в Тегеране здание американского посольства, то они обнаружили там всю документацию, все шифротелеграммы из кабульского посольства в США копии шли в Тегеран...И видно, что американцы практически не имели никаких интересов в Афганистане и абсолютно ничего там не делали – есть документальные свидетельства.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это до 1979 года.
В.МЛЕЧИН: До 1980 г., до ввода советских войск...
...
П.РОМАНОВ: ...Примитивными мне кажутся рассуждения о том, что в войну нас втянуло маразматическое Политбюро – и оно состояло из конкретных людей. Категорически против силового варианта был, скажем. Алексей Косыгин, который, несмотря на тяжелую болезнь, твердо отстаивал свою позицию. Если бы не он, мы бы оказались в Афгане на пару лет раньше, и понесли бы там еще более тяжелые потери. Были те, кто долго колебался – например, Громыко, да и тот же Брежнев. Но были, конечно, и те, кто сделал все, чтобы добиться ввода войск – это, например, министр обороны Устинов.
...
В.МЛЕЧИН: Вообще-то надо начать с того, что Афганистан был лучшим советским соседом на протяжении многих десятилетий. Если бы там не произошла Апрельская революция в 1978 г., и сейчас был бы замечательный сосед – ничего особенного там не произошло. Самым страшным последствием Афганской войны стал развал Афганистана как государства. Восстановить его сегодня, как мы видим, не удается, и это беда на многие десятилетия.
...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Знаешь, что меня поразило, когда я готовился к передаче – ты сказал, что мы были не готовы. Я обратил внимание - да, у нас 15 тысяч погибших за 10 лет, но санитарные потери составили почти полмиллиона человек - 469 тысяч. Из них 415 тысяч больны, и только 39 тысяч ранены. Больны 400 тысяч человек.В.МЛЕЧИН: Конечно, - страшный климат...