У Старого Семёна

Объявление

ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ФОРУМ ВРЕМЕННО ЗАКРЫТ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » У Старого Семёна » Философия » Тотальный мат


Тотальный мат

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Среди бедствий российской жизни особо выделяются: тяжелое пьянство, беспрецедентное в истории количество брошенных детей, а еще — тотальное сквернословие. Пагуба последнего уже почти не замечается.
1. ОТКУДА?
Это — нарастающая порча прекрасного языка в массовом масштабе. Но ведь не только мы творим язык. Язык тоже творит нас. Прежде чем исторгнуть из себя похабную речь, человек сначала образует ее в себе, накапливает, проникается ею. И когда испускает наружу — она его не покидает, как при тошноте. Наоборот — укрепляется в нем.
В каждой стране есть нечто подобное. Но нигде — да, нигде в Европе, Америке, Азии — это культурное бедствие не приняло таких размеров. Чтобы не в обиде, страхе, злости, а просто — в любом разговоре, да через слово, да без смысла. И не шофер, сантехник, а люди с положением и талантом. Нет такого у других народов. Тяжело, но надо сказать: я как-то видел публикацию расшифровки черного ящика гибнущего самолета, где какой-то зарубежный летчик кричал в отчаянии: «Боже! Боже!» А потом в газете напечатали такого же рода запись голоса нашего летчика... Вы догадываетесь, с какими восклицаниями он уходил на тот свет?
Почему это так вредоносно?

Мат — это агрессивный код. Он сплошь состоит из оскорблений. Конечно, широкое принятие его обществом выражает репрессивные свойства нашей культуры общения, высокую степень взаимной неприязни (осознанной или нет).
Только не надо ханжества. Наверное, у всех народов есть в фольклоре скабрезные включения, сдабривающие смеховую культуру в гуляньях, карнавалах, забавах, да и в быте. Они соприкасаются с высокой культурой, проникают в нее — что естественно. Как и наоборот. Вопрос: почему у нас сейчас преобладает движение лексики именно снизу вверх, а не обратно? Неужели таков наш выбор?
Происходит именно замещение, вытеснение русского языка сквернословием, когда русские существительные и глаголы, прилагательные, наречия подменяются бранными, как раковыми клетками — здоровые.
У нас непомерно много — и становится все больше — людей, кто без мата говорить не умеет или очень затрудняется. Они матозависимы! Таким образом общаются теперь со своими детьми отцы, матери, бабушки. Совсем трезвые. На селе — особенно. Там выросло поколение, которое даже не знает, что это — скверная речь. Явно сложился изврат-диалект, который от периферии быстро движется к центру и уже занимает его.
Да, первая причина в том, что у нас необычайно большая масса народа прошла через тюрьмы и лагеря. В процентном отношении больше, чем в других странах. Злая тюремная лексика полностью покрыла армию (вместе с тюремными нравами, кстати), крестьянство, рабочие поселки. Долго держалась интеллигенция. Теперь сдалась. Покоряются ей женщины... А политики? Они словно вчера вышли из заключения.
Вторая причина — потеря наследственной аристократии в начале XX века (от эмиграции, расстрелов, запретов). Общество обеднело социально. Национальная аристократия везде задавала некоторые образцы благородства общения. Не всегда искренне, но следуя некоей миссии возвышения — себя, рода своего, страны. Остальные по-разному подражали, перенимая слова и обороты, манеры и проч. То удачно, то нелепо. Но аристократия была ориентиром.
Русский офицер, профессор, чиновник, врач, учитель — каждый из них считал черное слово уделом низов, необразованных, примитивных людей. Мастеровой, извозчик, крестьянин, купец — что с них взять?
На места первых поднялись вторые, занеся туда и низкую речь.
Конечно, аристократия наследственная и аристократия духовная не всегда совпадают по своим социальным ролям.
Причина третья: при советском сверхконтроле была такая форма протеста, как сквернословие. Ведь советские собственники власти — сами так и не ушедшие от невежества и не отмывшиеся от хамояза — пытались демонстрировать стерильность своей речи, цензурировали любые тексты. И тогда непристойности в подпольных сочинениях выглядели как вызов их притворству, как непокорность слова. Не всегда она сочеталась с силой мысли. А инерция сложилась, эта лексика уже вошла в «передовую» литературу, стала знаком нового авангарда. Те условия исчезли, следствие осталось.
Причина четвертая, главная: народ опускается. Сквернословие нарастает, достигнув действительно тотального охвата. Тенденция разложения и дезорганизации русского языка, — наверное, самая наглядная и острая форма духовно-психологического кризиса в нашем Отечестве. Грязные подъезды, грязные улицы, грязные туалеты, грязная речь. Оскорбительные законы, оскорбительное правление, оскорбительные зарплаты, оскорбительные выражения. Плохая работа, плохие дороги, плохие трубы, плохие слова. Все это из общего ряда.
А сейчас эта несчастная тенденция сильно углубилась: сквернословие открыто вышло на публику. Радио, телевидение, театры, кино, книги, газеты переходят на этот изврат-диалект.
2. ЧТО ИХ ТУДА ТЯНЕТ?
Подсознательная страсть выпростать наружу срамные инстинкты. Видимо, публичное «расчесывание» своих комплексов — да еще пооткровеннее, аж до сукровицы — дает какое-то темное наслаждение: «Вот такой я хам! Что, неслабо?», «Я — ваш самый брутальный герой». Прилюдно расстегнуть свои рефлексы — какая новизна и смелость! Зарождается такое где-то в физиологии, но оттуда — прямо в культуру. На то и публичность. А культура — осознанно или нет — захватывает всех попавших в конкретную среду: все такие, а ты — другой, что ли? Закон подражания.
За это платят. Увы, что-то много народу и денег собирают подобные авторство и исполнительство. Вроде бы кругом полно — как пыли и мусора, что тут привлекательного? А вот на сцене, в книге, на экране — щекотно, соблазн какой-то глянуть, послушать, похихикать. Особенно если звездные лица: «А они — такие же!» К тому же в театрах, изданиях с образом элитарных, и вдруг — «во даю-ю-ют!». Посрамление самого стыда. Кого-то это развлекает, забавляет, разжигает.
Но кому-то обжигает душу, забивает дыхание. Как с ними быть? Они не хотят! Впрочем, принято делать вид, что таковых нет, или они пусть помалкивают. Дескать, автомобиль выпускает выхлопные газы в легкие пешеходов, те ведь не протестуют. Здесь и есть центральная проблема. Что делать тем, кого это унижает, травмирует? Тут никакая не сверхчувствительность, а нормальная брезгливость и самоуважение. Противно — и все.

2

3. СКОЛЬКО ОПРАВДАНИЙ
В ответ на слабые увещевания уже отработаны снисходительные ответы. Скорее уловки. Их много.
«Правда жизни». Пожалуй, самый частый довод: искусство и должно, и смеет отражать, выражать, показывать реальность такой, какова она есть, а не то — соцреализм. А разве Золя, Горький, Гиляровский, Гершвин не вскрывали для публики дно жизни? А Боккаччо, Набоков не погружались в глубины эротики? Может быть, разница в средствах появляется из-за разницы в дарованиях? Уровню таланта соответствует уровень лексики. Получается не столько реализм, сколько реалити, которое шоу.
Известно, что мораль меняется. Скажем, обнажение человеческой натуры, межполовые отношения не табуируются общественным мнением, как раньше. Тогда почему мораль должна остановиться на данном рубеже? Потому, что обозначено выше как «причина четвертая, главная». Задумайтесь, в чем вы участвуете... Кроме того, мораль меняется и в обратном направлении: современное общество не так жестоко.
«А людям нравится». «Смотрите, как они беззаботно, весело хохочут на эстрадных концертах, в кинозалах, у телевизоров! После тяжелого рабочего дня, в такой нелегкой жизни. Мы даем им расслабление, радость. Что, Райкин? Не всем же быть гениями». Приходится согласиться: да, не всем. Но людям нравится не только «нижний» хохот. А повыше — творческих силенок маловато. Когда же талантливо... Талант сильно усугубляет заражение.
«Мы тоже на рынке». Такие признания исходят не только от явных циников. Коммерческими заботами пренебречь невозможно. А спрос на публичное сквернословие есть. В толпе, в красивом зале, от хороших артистов возникает эффект «го-го-го!». И намного сильнее, чем наедине. Товар раскупается. Мейнстрим. Нечем крыть.
Но невозможно согласиться, что ваше ремесло такое же, как мебельное или обувное. Доступ к массовому сознанию, к коллективному бессознательному обязывает к огромной самоответственности. Тут наши риски вам непозволительны. Человек на экране, сцене, в газете и книге неизбежно заражает, внушает. Задаваемые им образцы массово копируются, независимо от его воли. И это идет не столько от силы личности, сколько от силы средства и места.
«А Пушкин?!». Наверное, по какой-то из названных причин поэт шалил барковским циклом, «Гаврилиадой». Хотя и на дальней периферии своего творчества. Скабрезности он скрывал псевдонимом. Следов его таланта там незаметно; видимо, те самые инстинкты забили. Уж очень часто на подобные стихи ссылаются те, кто Пушкина сущностного знает намного меньше.
«А не слушай (не читай)». Дескать, выключи, раз тебе не нравится, не читай, а другим не мешай. В том-то и дело, что особое коварство такого продукта в том, что его невозможно опознать иначе, как впустив в себя. Спохватишься, лишь нахлебавшись.
«Все возможности языка». Вроде бы нехорошо насильно отсекать эту часть русской словесности, коль она уже есть. Надо и ее использовать. Хотя немногие из таких «филологов» отличаются складной разнообразной речью. Расширять лингвистический багаж они стремятся в одну сторону.
«Тут другой смысл». Подобные выражения не рассчитаны на столь буквальное понимание. Всего лишь фигура речи. Приговорки да связки. Нечто вроде «как бы», «понимаешь», «так сказать». А у нас получается просто острее и задиристее. Игра такая.
Русский язык — такая же базовая национальная ценность, как природа, с которой мы обращаемся очень похоже. Вы подходите к прекрасному озеру в сосновом бору. Но по мере приближения к берегу обнаруживаете все больше целлофановых обрывков, банок, объедков, битых бутылок... Не так ли мы оскорбляем и нашу словесность?
«Это не я, а мои герои». Как будто не сами авторы и исполнители выбирают своих персонажей. Иногда пристрастия некоторых творцов к людскому «низу» вызывают вопросы клинического порядка — ведь выбор огромен и неслучаен. Правда, не всегда осознан.
«Если я сердит». Ведь разозлили человека. Как удержаться?! Но давайте отделим психическое от культурного. Гнев, зависть, обида — эмоции, свой¬ственные всем. А вот как при этом человек поступает, как он эти эмоции проявляет, что при этом позволяет себе, что запрещает — дело его личной культуры, выбора того типа людей, к которым он себя относит. Конечно, в стрессе у человека срабатывает программа поведения, «вставленная» в него средой. Как чип, микросхема. И если принятие состоялось, замена культурной программы требует усилий. Но сначала — желания.
«Я — свободный художник». «Для меня ценно творческое самовыражение, и не приставайте ко мне. Ни за какую логосферу отвечать не собираюсь».
Но так же отговариваются и те, кто испытывает слабость к порнографии или смакованию насилия.
«Привоняйся!». И в самом деле: как избавиться от неприятного запаха от тех, кто наелся чеснока? Сам погрызи его и — общайся без лишних помех. Освой тот же жаргон, преодолей себя. Только не всем такой «овощ» по вкусу. Уж очень многие объелись. Просто деваться некуда.

4. ЧТО ДЕЛАТЬ?
В стране тяжелый дух. Какая-то мода на всякую порчу. Модники надменны, ироничны — как хозяева жизни. Наше иноязычие для них нелепо. Иноязычное меньшинство обескуражено и подавлено. Но, по-моему, самое время спохватиться. Как же действовать?
Во-первых, через собственное воздержание от сквернословия. Не поддаваться, даже если вокруг кишит хамояз. Лишь своим примером показывать неприятие одного и приверженность другому образу речевого поведения. Делать этот образ по возможности наглядным и понятным другим. Да, в некоторых средах следование подобному образу — немалый героизм. Вообразим, какие насмешки, эмоциональные страдания придется пережить. Обет чистословия соблюдать трудно, но светло.
Во-вторых, обращение. Непосредственные обращения к сквернословам вокруг. Я делал это много раз и — поразительно — ответная реакция очень редко была агрессивной. Обычно смущаются и соглашаются. Реже — отмалчиваются. Только не надо упреков и обвинений. Не надо стыдить, требовать и морализировать. Ведь в большинстве случаев они не виноваты. Так их запрограммировала местная культура. Могу предложить безошибочное начало подобного обращения: «Пожалуйста, не надо здесь сквернословить...», а дальше — разъяснения. А в конце: «Да и зачем вам повторять и повторять грязные ругательства? Без них вы почувствуете себя гораздо лучше, у вас на душе станет легче, вот увидите». Для подростков важно и следующее: «Сейчас вы выбираете свой будущий образ. Неужели у вас будет образ матерщинника?» Единственные, к кому не следует обращаться с этим, — пьяные. Они злятся.
Совсем другой случай — опосредованные, общие обращения. Главный адресат — творческая интеллигенция. Именно за ней дело стало. От нее теперь этот дух идет на страну особенно сильно.
В-третьих, настаивать. К примеру, уже требуется указывать на афишах концертов: «исполняется под фонограмму». Пусть предупреждают и на этот счет. И не надо лукавства: «ненормативная лексика». Увы, она уже нормативная. Опоздали. Надо точнее: «будет мат». Ведется же у нас борьба с англицизмами. А осквернизмы лучше? Уж никак не меньшая угроза для русского языка.
Словом, постепенно развивать контркультуру чистословия.
Скорее всего, очень многие отнесутся к подобным идеям вполне хладнокровно. Тогда это к вам, теплокровные!..

(автор - А.И. Пригожин)

Отредактировано klf (2009-09-15 12:10:10)

3

klf написал(а):

Национальная аристократия везде задавала некоторые образцы благородства общения.

Уже после этого аффтар может смело двигаться  http://www.babyshop.com.ua/img/smiles/kolobok5.jpg

Письма Пушкина процитировать или так обойдётся?

Мат - это одно из средств "великого и могучего". Конечно, есть много ситуаций, где он не к месту. Но бывают и обратные ситуации.

4

Ебал я нахуй эту тему на этом форуме...
А вот теперь назови мне причину, по какой я так выразился :crazyfun:

5

Ну, тут люди интеллигентные, сами разберетесь, что к чему.
А так статья - достаточно качественное обобщение о мате.

Фак, например, писал об оправданиях мата «А Пушкин?!» и «Все возможности языка», которые автором рассмотрены.

P1L1GR1M написал(а):

Ебал я нахуй эту тему на этом форуме...

Действительно, хотел сначала поместить тему в раздел "Неформат"

6

klf написал(а):

А так статья - достаточно качественное обобщение о мате.

Та ,бля, какое обобщение на хуй?
На антологию для "желтой прессы" не тянет.
Сцуко, он хоть бы поковырялсо в анализах филолохов, ебст...
По ходу , получилась чистой воды, на хуй ,импровизация старпера-ЩЕЛКОПЕРА.
Который, к тому же, ни разу не теме, мать его въеб...
Можна начинать драцца с первой строчки, прямо  "мат - ето агрессивный код" .
Он бы еще "код апокалипсиса"  o.O   пизданул...
p.s.
Я б еще понЯл  если это тот  Пригожин, который Валерию...ну сами пАнимаете..
А так, я буду,бля, лаконичен, и ахуительно, категоричен
аффтар - http://www.babyshop.com.ua/img/smiles/kolobok5.jpg
http://bestsmiles.net.ru/ukrs05002.gif
http://www.babyshop.com.ua/img/smiles/pechat23.gif

7

http://kotomatrix.ru/images/lolz/2009/09/14/357446.jpg

8

Может это из-за эмоциональности, может от нелёгкой жизни, а может книжек не читаем- словарный запас падает...

Отредактировано say OU say HOU (2009-10-25 23:39:55)

9

say OU say HOU написал(а):

... словарный запас ...

Сразу видно, камрад, что не тусовался ты в своё время на КаЦэ, иначе знал бы, что термин "словарный запас" - это для лохов. А для настоящих и продвинутых пацанофф существует термин "вокабуляр".

say OU say HOU написал(а):

Может это из-за эмоциональности, может от нелёгкой жизни, а может книжек не читаем- ... падает...

У интеллигентных камрадов не падает.
Стоял. Стоит. И будет стоять! 
З.Ы. не путать со "стояком" http://www.babyshop.com.ua/img/smiles/kolobok7.gif

10

Блядь сегодня провёл 4 часа в "дискурсе" с феноменальным мудаком, мужем сестры моей жены. Ёбанарот. Лучше с дятлом в чате Каце... Там хоть послать можно.

11

Раз мудак, он американец?  :rofl:

12

Обамериканенный одесит.

13

тогда действительно мудак :D

14

Я хуй знает  http://www.babyshop.com.ua/img/smiles/cat1.gif ,но мат в общественных местах легко искореним,если серьёзно к делу подойти.И ведь такие лёгкие деньги для ментов  http://www.babyshop.com.ua/img/smiles/kolobok1.gif Тока надо для начала прописать что такое общественное место.Тогда и за распитие можно принимать.А то заебли уже менты,алкоголь пьёте в общественном месте,а что это за хуйня то,расшифруйте уж в юр.документах.

15

Черный плащ написал(а):

Тогда и за распитие можно принимать.А то заебли уже менты,алкоголь пьёте в общественном месте,а что это за хуйня то,расшифруйте уж в юр.документах.

К примеру, является ли общественным местом общественный сортир?

Если да, то на какие деньги штрафовать содержателей сортира (т.е. родное государство) за надписи на стенах данного заведения?

16

http://www.babyshop.com.ua/img/smiles/cat3.gif


Вы здесь » У Старого Семёна » Философия » Тотальный мат