Ещё за сто с лишним лет до Крещения Руси князем Владимиром здесь уже жили христиане, уже были церкви, а христианское вероучение не воспринималось как что-то абсолютно новое и чуждое. Ещё одна причина, по которой наши предки так легко приняли православие, заключается в том, что славянское язычество было «неконкурентоспособным». 

Об этом в интервью, опубликованном в августовском номере журнала «Фома», рассказал православный учёный, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии профессор Алексей Светозарский.
Согласно результатам его исследований, принятие православия на Руси было подготовлено за век до князя Владимира, и процесс этот был ненасильственным.

«Начну с того, что все обвинения в насильственном крещении сводятся, по сути, к одному эпизоду — крещению Новгорода, — рассказывает профессор Светозарский. — Сведения об этом содержатся только в Иоакимовской летописи. Источник этот довольно поздний, датировка его затруднена, и у ряда исследователей есть сомнения в его подлинности.

По этой летописи, князь Владимир направил в Новгород своего дядю Добрыню для того чтобы крестить Новгородскую землю. Экспедиция встретила сопротивление, но тем не менее Добрыня своего добился: в результате военной операции новгородцы сдались и попросили себе крещение.

При этом в летописи упоминается новгородская церковь Преображения Господня, вокруг которой сложился христианский приход.

«То есть получается, что еще до массового крещения новгородцев в городе уже были христиане, были православные храмы, — отмечает учёный. — Так что если вообще доверять Иоакимовской летописи, то приходится признать, что проповедь православия не была для Новгорода чем-то совершенно новым, поскольку там уже существовала почва для принятия новой веры».

«За сто с лишним лет до князя Владимира, в IX веке, уже состоялось так называемое первое Крещение Руси, — объяснил Светозарский. — То есть, к концу X века на Руси уже жили христиане, уже были церкви, христианское вероучение не воспринималось как что-то абсолютно новое и чуждое. Особенно если говорить о южнорусских землях».

«Так что в целом русские люди крестились охотно, —  отметил историк. — Не было ни массовых выступлений, ни какой-то подпольной борьбы... Здесь мы видим разницу при сравнении с некоторыми соседними народами — к примеру, с болгарами, поляками (в Польше в 1031–1037 годах мощное антихристианское восстание охватило всю страну), полабскими и поморскими славянами».

Светозарский напомнил, что семена православия, брошенные князем Владимиром, быстро победили те институты, которые с христианством были совершенно несовместимы.

«Прежде всего, это многоженство, — сказал историк. —  Кроме того, изменилось отношение к зависимым людям: холопам, закупам, крепостным и так далее (в древнерусской жизни существовали разные формы зависимости). В подобных людях начали видеть своих собратьев во Христе, таких же грешников, каким является и сам господин, исповедующий христианскую веру».

Касаясь личности самого князя Владимира, профессор рассказал, что летописец, автор «Повести временных лет», бесспорно, усилил контраст между Владимиром-язычником и Владимиром-христианином, а потому на его слова целиком полагаться на не следует. Однако важнее всего не то, сколько у него было наложниц в гареме или скольких противников он убил, — главное, что, приняв святое крещение, он принципиально, качественно изменил свою жизнь. И сделал это, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях, которые так тяжело преодолевать в зрелом возрасте.

«Тем не менее, князь Владимир смог, — сказал Светозарский. — И этим он отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни».

Важно также отметить, считает учёный, что православие было принято Русью с такой охотой ещё и потому, что «богослужение велось на понятном народу языке — в отличие от латинского обряда в Польше и Поморье».

Ещё одной важной причиной, по которой русские охотно приняли православие, учёный называет тот факт, что славянское язычество было «неконкурентоспособно». По мнению Алексея Светозарского, типологически оно было близко к скандинавскому, но находилось только в начале своего становления — не было ни священных книг, ни оформившегося культа.

Тем не менее, отмечает историк, нельзя сказать, что с приходом на Русь православия язычество безвозвратно ушло. «Народная культура», существовавшая и на Руси, и в Европе параллельно с христианством на протяжении многих веков, впитала в себя множество языческих элементов, которые порой проявляются и в нынешнее время.

На вопрос, как повлияло православие на государственно-политическую практику Киевской Руси, учёный ответил: «"Повлияло" — это не то слово. Православие, на мой взгляд, фактически сформировало русскую государственность. Принятие византийской традиции предопределило все последующее развитие — и политики, и экономики, и тем более культуры».

Источник: http://www.rus-obr.ru/print/days/3825