У Старого Семёна

Объявление

ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ФОРУМ ВРЕМЕННО ЗАКРЫТ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » У Старого Семёна » Лирика » Довлатов


Довлатов

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

И вот, мне (по ссылке из треда Старого Семена?) попалась переписка Довлатова с Ефимовым. Сразу скажу, что читать ее целиком не имеет смысла. Очень много подробностей деловых отношений, суеты вокруг того, как сделать маленькие money, подробности отношений с людьми, укладывающимися в одну-две строчки сносок...

Но меня зацепило - Ефимов прав, что стал это печатать, это настоящий роман. Но писатель-жизнь, похуже Джойса, и интрига, тугой сюжет, зацепки обнаруживаются только уже приповторном прочтении или при движениии от конца к началу.

Все, наверное, помнят про "Я и есть Зощенко", но и Довлатов представляет собой тот же самый случай.

2

Известные современники (и не только) выглядят в приватной переписке Довлатова примерно так:

О Маяковском:

Читали ли Вы книгу какого-то шведа «Переписка Маяковского и Л.Брик»? Это нечто уникальное по пошлости! Он дает несколько факсимильных копий, а в остальном сохраняет грамматику и пунктуацию оригиналов: это кошмарная переписка двух безграмотных ничтожных существ. Абсолютно невозможно поверить, что Маяковский написал хотя бы «Левый марш»…

О Лимонове

Лимонов оказался жалким, тихим и совершенно ничтожным человеком. Его тут обижают…

О Бродском

На Бродского продолжают сыпаться награды, и я как представитель радио трижды наблюдал Иосифа во время разных церемоний. Однажды у него дома ждал минут восемь, пока он кончит разговор по телефону с Улофом Пальме. И т. д.

И сразу же:

Сегодня Иосифу делают операцию, длится она будет 8 часов, кончится это может самым жутким образом. Вся эта прославленная больница, закоулок, в котором Иосиф лежит, простыня, запачканная кровью, хохочущие негритянки-медсестры, все это наводит на печальные мысли. Вот он, гений, великий писатель, знаменитость, кумир и так далее — валяется с серой физиономией, и что с ним будет завтра — неизвестно. Представляю себе, что за мысли у него в голове, что он сейчас переживает.

О Бобышеве

Бобышев до сих пор с трудом рифмует первую строчку с третьей, да и то не всегда. Хуже то, что он завистливый, недоброжелательный и ханжеский человек. Севастьянов когда-то говорил: «Знаю я Диму, переспит с чужой женой и скажет — я познал Бога!».

Последняя сентенция, между прочим, отнюдь не глупа.

3

Умиление Довлатова проявляется вот по какому поводу:

у Глаши [собака Довлатовых] стали отниматься ноги, мы повезли ее в клинику, там обнаружилась опухоль в матке, вчера ей сделали операцию, все это довольно дорого, а главное — не решает проблему, а только отдаляет всякие неприятные события. Тут меня приятно удивила Катя. Я стал ей объяснять в клинике, что без операции Глаша точно и быстро погибнет, а если сделать операцию, то мы продлим ей жизнь на полгода, и что 600 долларов за это надо уплатить. Но Катя сказала, что если бы операция продлила Глашину жизнь на три недели, то все равно надо ее сделать. Такого я от бессердечной американки не ожидал и был, признаться, растроган.

Странно, я бы сразу попросил усыпить. Зачем мучиться полгода. То же самое, если бы речь шла обо мне самом.
Ведь это хозяйский эгоизм - мучить живое существо, продолжать его агонию ради того, чтобы продлить свое с ним общение, эту связь.

Так же неправы и женщины, отказывающиеся от аборта при выявлении патологий плода.

4

В чем же трагедия Довлатова?

Вот что он писал лет за пять до смерти:

Пьянство мое затихло, но приступы депрессии учащаются, именно депрессии, то есть беспричинной тоски, бессилия и отвращения к жизни. Лечиться не буду и в психиатрию я не верю. Просто я всю жизнь чего-то ждал: аттестата зрелости, потери девственности, женитьбы, ребенка, первой книжки, минимальных денег, а сейчас все произошло, ждать больше нечего, источников радости нет. Главная моя ошибка — в надежде, что легализовавшись как писатель, я стану веселым и счастливым. Этого не случилось. Состояние бывает такое, что я даже пробовал разговаривать со священником, но он, к моему удивлению, оказался как раз счастливым, веселым, но абсолютно неверующим человеком.

5

Я понял, что не осуществится моя мечта стать профессиональным писателем, жить на литературные заработки. От радио-халтуры у меня, мне кажется, выступает гниловатая плесень на щеках. И конца этому не видно. Спасибо еще, что дают заработать.

Хорошо, что в наши поганые времена ни у кого уже нет иллюзий по этому поводу.
А ведь Довлатов был настоящим, большим писателем. Сейчас его книги - почти в каждом доме, где в принципе есть книги.

Я также убедился, что у меня нет настоящего таланта, и это меня довольно сильно обескуражило. Пока меня не печатали, я имел возможность произвольно конструировать масштабы своих дарований и, при всей кажущейся скромности, или при всех попытках выглядеть скромным, я вынашивал некоторые честолюбивые надежды. Сейчас все лучшее, что я написал, опубликовано, но сенсации не произошло и не произойдет.

Вот так - остановишься - и все.

А самое страшное, что надо как-то жить:

Обстоятельства же мои — хуже некуда. Я перечислю только те, которые ясны и без подробностей, т. е. я отбрасываю Катины проблемы и муки, которым меня подвергает Донат. Так вот, с мая я зарабатываю в среднем 60–80 долларов в неделю, Лена — 100, минимум же, необходимый нам для скудной нищенской жизни — 400 в неделю. В результате, срочных долгов у меня 4,5 тысячи, перспектив на «Либерти» нет, ни страховок, ни медикейда — нет, профессии, навыков, сбережений, богатых родственников — сами знаете, при этом Коля беспрерывно болеет, настолько, что мы забрали его из детского сада, мать две недели не вставала и не ела, и я думал, что она просто-напросто умрет, Лена валяется, скорчившись, в кресле, потому что ей нужно снова делать операцию, и так далее.

И еще чуть позже:

Говоря совсем просто — я дико устал быть нищим, нет больше сил на это

6

Перестав быть алкоголиком, а заодно и блядуном, я никуда не могу ходить не по делу без Лены (жена), а ехать с Леной — это значит брать с собой неуемного Колю (сын), да еще и бросить мать, потому что поручить ее засранке Кате (дочь) невозможно.

L'enfer c'est l'autrui. - Cказал Жан-Поль Сартр, забираясь на очередную аспирантку, с которой его познакомила Симона де Бовуар.

7

Наконец, вот то, что высказали друг другу в финале уважаемые корреспонденты:

Кто мы есть

Довлатов – Ефимову

Вы на протяжении тех же 25 лет считали меня симпатичным, хоть и непутевым, человеком, каковым я и являюсь в действительности.

Ефимов – Довлатову

Вы сможете соединить два дела, которые любите больше всего на свете: говорить о себе и создавать хорошую литературу. Только говорить уж придется полную правду. До конца. Придется расстаться с образом «симпатичного и непутевого малого» — самообольстительная характеристика, включенная в Ваше письмо, — которым Вы тешили себя так долго. Поверьте, никто не видит Вас таким. Все равно спрятаться за этим муляжом так же невозможно, как успеть прикрывать ладошкой испорченный зуб

Довлатов – Ефимову

…правдивую повесть о себе я написать не в состоянии. Я готовлю сейчас сборник рассказов, как бы — избранное за 20 лет, но это я попытаюсь выпустить года через два — к пятидесяти годам, если доживу, а если не доживу, тем более. Такая книжка вряд ли кого-то заинтересует, и я уже смирился с тем, что ее придется выпускать за свои деньги.

Ефимов – Довлатову

Всю жизнь Вы использовали литературу как ширму, как способ казаться.

Довлатов – Ефимову

Это правда. Все мое существование сопровождается проблемой «быть-казаться», и Вы даже не можете себе представить, до каких пошлых и невероятных вещей я доходил в этом смысле. Суть в том, что мне не дано быть таким, как я хочу, выглядеть так, как я хочу, и вообще, соответствовать тем представлениям о человеке достойном, которые у меня выработались под влиянием литературы Чехова и Зощенко. Я никогда не буду таким, как люди, нравящиеся мне, а притвориться таким человеком нельзя, я это знаю, что не является гарантией того, что я не буду притворяться всю свою жизнь.

8

Нашел книгу воспоминаний его первой жены.

http://www.belousenko.com/books/memoirs … vlatov.htm

Придется прочесть.

9

Довлатов написал(а):

Я также убедился, что у меня нет настоящего таланта, и это меня довольно сильно обескуражило. Пока меня не печатали, я имел возможность произвольно конструировать масштабы своих дарований и, при всей кажущейся скромности, или при всех попытках выглядеть скромным, я вынашивал некоторые честолюбивые надежды. Сейчас все лучшее, что я написал, опубликовано, но сенсации не произошло и не произойдет.

это прямо про Старого Семёна

10

я кстати сравнительно недавно прочёл роман Игоря Ефимова "Неверная" - про одну ебливую бабёнку, типа Лили Брик, которая давала всем подряд

11

marignon, спасибо за интересную тему. +64


Вы здесь » У Старого Семёна » Лирика » Довлатов