Пришла мне тут в голову такая мысль - записать весь свой пусть в шахматах. С самого начала
Собственно, свой шахматный пусть я делю на 2 части - турнирная часть и предтурнирная. Турнирная часть - тот момент, когда я начал играть в турнирах и ставить перед собой какие-то цели (самой первой было выполнить третий разряд). Предтурнирная - всё, что было до этого.
Предтурнирная жизнь.
Итак, как ходят фигуры, я узнал примерно в 4 года (может быть плюс-минус 1 год, точно не знаю).
Собственно, ничего особенного в те годы разумеется не было, я не испытывал какого-то особого интереса к шахматам, так, иногда играл с братом, бабушкой, с кем-то из родителей, и практичски всегда проигрывал, да и вообще я относился к шахматам как к одной из настольных игр. Короче говоря, ничего особенного в ту пору шахматы для меня не представляли.
Прошло несколько лет, и когда мне было 10 лет, родители уговорили меня записатся в один московский детский шахматный клуб. В том клубе я даже отыграл 2 или 3 турнира, но всё равно я этот период не отношу к своей турнирной эпохе - по той причине, что я не ставил перед собой каких-то целей, не испытывал никакого напряжения и концентрации, да и вообще подходил ко всему очень по любительски и никакого особенного интереса к шахматам по прежнему не испытывал, так, если только совсем чуть-чуть. Тренер, который пытался меня учить шахматам, никаким, даже самым общим основам стратегии и тактики научить меня так и не смог - в ту пору я мало понимал, что такое шахматы, а партии были чисто любительскими, зевки фигур в один ход, и совершено бездумная игра. Тренер мне говорил, что я полный ноль. Вообщем, прозанимался я в этом клубе 1 год, и решил оттуда уйти - интереса к шахматам у меня не было, и желания ими заниматся - тоже.
Когда я ушёл из клуба, мне было 11 лет. После этого прошёл ещё 1 год, в течении которого я по прежнему никакого особого интереса к шахматам не испытывал, так, иногда ради развлечения играл с братом или родителями, но это опять же было тупое передвигание фигур по доске туда-сюда, а никакая не игра в шахматы. Однако в ту пору началась очень важная для моего становления вещь, и помог мне в этом, как ни странно,футбол! Примерно в ту пору я заинтересовался футболом, и родители время от времени стали покупать мне газету Спорт-Экспресс, которую я с интересом читал. А в газете помимо всего прочего, время от времени где-нибудь на последних страницах, печатаются тексты шахматных партий с крупнейших элитных турниров. И я частенько брал доску и разбирал эти партии. Делал это не потому что я что-то очень понимал в том что видел, но всё-таки имнно тогда у меня начал проявлятся какой-то более-менее настоящий интерес к игре, я смотрел эти партии - партии сильнейших игроков мира, пытался что-то понять, хотя конечно мало что понимал. Так продолжалось в течении года после того, как я покинул тот шахматный клуб.
Кстати, в этом году я пробовал себя и в футболе - увлёкшись просмотром футбола по телевизору и время от времени игрой в футбол с друзьями в школе (я любил быть вратарём) мне пришла в голову навязчивая мысль стать футболистом. Правда, по возрасту меня ни хотели никуда брать, как выяснилось, надо было прийти хотя бы год назад, но в итоге меня всё-таки взяли заниматся в детскую школу какой-то команды, которая в ту пору Был я вратарём, но ничего у меня не получилось. Занимающиеся рядом со мной люди занимались там уже долгое время, и после их мощных ударов я пропускал на тренировках довольно много мячей, вообщем мало что получалось, тренировки были каждый день, я немного уставал каждый день туда ездить, и вообщем, прозанимавшись там несколько месяцев, я с этим закончил.
А летом 2000-го года случился, пожалуй, решающий момент на пути моего ухода от предтурнирной эпохи. Летом, на даче, я в очередной раз взял газету Спорт-Экспресс и стал воспроизводить на доске только что сыгранные партии с элитного турнира (помню, это были партии турнира во Франкфурте, где играли, кажется, 6 элитных гроссмейстеров). Именно после разбора партий с того турнира я вдруг осознал, что мне интересна эта игра. На многочисленных партиях, которые я в одиночку просмотрел за этот год, я стал мыслить, почему надо играть так, а не иначе, освоил на этих партиях начальные азы шахматной стратегии, азы розыгрыша дебюта. Я даже автоматически запомнил почти все шахматные дебюты и начальные сведения о том, как их разыгрывать. Я не делал всего этого специально, это как-то автоматически впиталось в меня. Короче говоря, на просмотре партий сильнейших гроссмейстеров мира я впитал в себя те начальные азы стратегии и тактики (примерно на уровень 3-го разряда) которые так и не смог мне привить тренер в том самом шахматном клубе. Итак, у меня появился настоящий интерес к шахматам. Осенью мама нашла для меня ещё один шахматный клуб (уже не тот, в который я ходил в первый раз). Это был более мелкий клуб чем тот, к котором я занимался первый раз, и занимающихся было тоже мало. Тренер сразу предложил мне сыграть партию с другим учеником, и я довольно уверенно его обыграл. Вскоре тренер мне сказал, что я готов к тому, чтобы выполнить в турнире норму третьего разряда, а в течении года, скорее всего, выполню и второй разряд. Осталось дождатся турнира, который должен был состоятся в этом клубе, но он всё откладывался и откладывался. Примерно в течении месяца я ходил туда, что-то слушал, играл с другими ребятами тренировочные партии, читал шахматные книги, журналы, но это всё было не то, я жаждал сыграть в турнире (до сих пор главное, что меня привлекает в шахматах - это спортивное соперничество в турнирах). Окончилось в итоге дело тем что шахматная группа по каким-то причинам распалась и клуб прекратил свою работу.
Вскоре я увидел по телевизору игры Кубка Кремля по теннису, и у меня появилась ещё одна идея - стать теннисистом. После того, как этот шахматный клуб закрыли, я о шахматах некоторое время как-то и не думал.В итоге родители записали меня в теннисную школу, в которой я прозанимался ровно год, но параллельно с этим мама нашла мне ещё один шахматный клуб.
Помню, в ту пору я и не хотел продолжать заниматься шахматами, но всё же мама убедила меня прийти туда и посмотреть. И тот день, когда я туда пришёл, был последним в той эпохе, которую я называю предтурнирной.
Итак, вот как был устроен этот шахматный клуб: там проводились турниры среди взрослых людей третьего, второго и первого разряда, а также была детская шахматная группа, тренером которой был молодой Кандидат в мастера лет 25-ти (несмотря на кажущуюся неопытность и молодой возраст, именно он довёл меня до уровня 2-го разряда, в полной мере обьяснив мне разные, сейчас уже элементарные для меня вещи). Итак, на тот самом первом занятии я сыграл пару партий с другими ребятами (там занималось человек 5-6, у всех был уровень не выше 3-го разряда, и на сегодняшний день ни на каких крупных турнирах типа Moscow Open я их не вижу - возможно, они с шахматами уже закончили). После просмотра моей игры тренер сказал, что мне вполне можно сыграть в том самом турнире, где играют взрослые - в турнире 3-го разряда, в котором я могу выполнить либо 3-й разряд, если наберу 50% возможных очков, либо сразу второй, если наберу 75% очков. Турнир должен был начаться буквально дней через 10. До сх пор отлично помню, с какой спортивной злостью и жаждой борьбы я ехал из клуба домой, представляя, как скоро начну в турнире боротся за выполнение своих задач.
Турнирная часть.
Сезон 2000/2001.
Борьба за третий разряд.
Итак, начался мой первый в жизни турнир, за исход которого я по-настоящему волновался, ставил перед собой цели и играл с большой концентрацией. Играли мы по вторникам и четвергам, по одной партии в день. До сих пор помню свои ощущения от первого тура. Сначала регестрация, жеребьёвка, и вот меня (мне тогда было 12 лет) посадили играть партию первого тура против какого-то парня лет 20-25. Отлично помню своё сердцебиение перед началом игры - я ужасно волновался! Во время партии перед столиком, за которым мы играли, постоянно собиралось полно народу, наверное, это происходило потому, что в турнире кроме меня играли только взрослые люди, и им было любопытно, кто я такой (кстати с тех пор я так ни разу и не сыграл в детских турнирах, и считаю, что игра со взрослыми очень закалила мой характер, потому что там была настоящая турнирная атмосфера напряжённости, а не смех, как в детских турнирах). В итоге ту первую партию я выиграл (примерно год назад я разбирал свои старые вещи, в числе которых была тетрадь с записью моих партий из того турнира, и мне было очень смешно смотреть на ту свою игру). Дальше в том первом турнире было много всего - сначала длинная серия из пяти поражений подряд, потом пошла серия побед, в итоге я выполнил норму 3-го разряда.
Борьба за второй разряд.
Все партии прошлого турнира вместе с тренером были проанализированы, он указывал мне на ошибки и обьяснял различнные типовые стратегические приёмы в тех позициях, где я делал ошибки. Предстояло играть следующий турнир. По силе игры остальных он был примерно такой как прошлый, но набирать мне нужно было уже 75% возможных очков, чтобы выполнить норму второго разряда. Я по прежнему на каждую партию настраивался как на последний бой, играл её с таким сумасшедшим настроем,как будто это вопрос жизни и смерти. Но в итоге такая сверхэмоциональность приводила к ошибкам, потому что в некоторые моменты я из-за этого супернастроя не мог чётко видеть, что мне надо делать (на сегодняшний день я научился играть партию одновременно с концентрацией, но одновременно и сохраняя холодную голову и практически не волнуясь). Выступил я в том турнире очень плохо - занял предпоследнее место. Но практически не расстроился и продолжил заниматся и ждать следующего турнира.
Итак, начался мой третий турнир. Снова я постаивл перед собой задачу набрать те самые необходимые 75% очков. Выступил лучше, чем в прошлом турнире, но тем не менее до второго разряда вновь не дотянулся. На тот момент из психологических моментов можно отметить то, что я очень сильно радовался после каждой победы и очень сильно расстраивался после каждого поражения, что конечно мешало мне играть после побед (после поражений я наоборот выходил на следующую партию очень собранным, а после побед, бывало, расслаблялся (на сегодняшний день я научился забывать результат в течении часа после партии - саму партию я анализирую обязательно, но сам результат стараюсь забыть).
Собственно, на этом первый мой турнирный сезон завершился - каждый турнир шёл около двух месяцев, и с октября по май я сыграл 3 турнира. В тот момент, в возрасте 13-ти лет, я пожалуй впервые в жизни самостоятельно проанализировал ситуцию и сделал выводы. Речь о том, что я часто получал очень хорошие и даже выигранные позиции, но на 3-м и 4-м часу игры очень сильно уставал и делал грубые зевки. И, когда я летом уехал на дачу, я каждый день по утрам делал зарядку, а также практически всё лето я ежедневно занимался шахматами примерно по полтора часа в день (сейчас я занимаюсь ими раза в 3 больше, но в том возрасте, думаю, полутора часов было достаточно).
И ещё - весь этот год я совмещал шахматы с двухразовыми в неделю занятиями теннисом, но в тот момент я теннис бросил, потому что решил сконцентрироватся на шахматах.
Сезон 2001/2002.
Наступила осень, и мне вновь предстояло совершить попытку набрать-таки эти 75% очков. Конечно, мой уровень игры после летних тренировок усилился, но всё равно старт турнира был неудачным - 1 победа, 1 ничья и 2 поражения. После такого старта для выполнения нормы второго разряда все оставшиеся 7 партий надо было выиграть. Всё-таки те летние тренировки сказались - на тот момент я был уже обьективно сильнее людей с 3-м разрядом, и мне удалось выиграть 7 партий подряд.
Во время турнира произошло очень важное для моей дальнейшей карьеры собитие - я познакомился с тренером суперпрофессионального класса, имеющим огромный тренерский опыт и который вырастил несколько известных гроссмейстеров. Я занимался с ним индивидуально (причём удивительно, но он брал всего лишь 150 рублей в час, тогда конечно 150 рублей были более большими деньгами чем сейчас, но мне конечно повезло, что я встретил такого суперпрофессионала, который брал большие деньги за занятия с иностранцами (да, к нему за консультациями обращались и из-за границы) а с остальных брал не очень уж большие деньги - очень редкий случай в наше время!). Он дал мне очень много полезного, довольно быстро сформировал мой стиль игры и сформировал мой дебютный репертуар, обьяснил, как надо работать самостоятельно, рассказал о системе тренировочного процесса Гарри Каспарова... Я прозаниамлся с ним в течении полугода - это объясняется тем, что я попал к нему в тот момент, когда он завершал свою почти 30-летнюю тренерскую карьеру, и потом он по прежнему остался в шахматах, но занимается в них не тренерской деятельностью, а другими вещами (хотя я до сих пор несколько раз в год звоню ему и консультируюсь по разным шахматным вопросам).
Борьба за первый разряд.
Каждый турнир шёл примерно по полтора-два месяца, и я играл через турнир - один турнир играл, следующий проходивший в клубе турнир пропускал, отдыхал и тренировался в этот момент. И вот, прозанимавшись полтора месяца после предыдущего турнира, я начал играть турнир раногм повыше - турнир второго разряда, в котором, при наборе 75% возможных очков можно было выполнить первый разряд.
Я ещё больше усилил свой уровень игры, провёл в этом сезоне ещё 3 турнира, в каждом из котором хотел выполнить первый разряд, но сделать этого всё не получалось, хотя мне не хватало совсем чуть-чуть - я занимал места в районе четвёртого, и до первого разряда недотягивал буквально на полтора-два очка. Мои партии были интересными, в каждой партии я шёл в большую борьбу, атаковал, пытался владеть инициативой (кстати в те времена я считал, что я играю прагматично, на результат. Собственно, я действительно играл в атакующие шахматы ради результата, а не ради красоты - о ней я не думал вообще, но сейчас, например, я играю в гораздо более прагматичные шахматы, чем тогда, мой сегодняшний стиль можно сравнить со стилем сборной Италии по футболу).Я выигрывал примерно каждую вторую партию, а половину из оставшийся половины проигрывал и играл вничью, короче, я набирался опыта и продолжал расти, хотя в ту пору я не рассуждал так - я набираюсь опыта, я в каждом турнире жаждал выполнить первый разряд и расстраивался, когда в очередной раз этого не получалось. Но у меня не было провальных турниров как год назад (предпоследнее место) в каждом турнире я был в первой пятёрке и как уже говорил, не дотягивал до первого разряда совсем чуть-чуть. Вот так завершился мой второй сезон в турнирных шахматах, а в школе я тем временем перешёл в 9-й класс. Кстати, могу разочаровать тех, кто считает, что шахматы помогают в учёбе и особенно в математике. За других конечно отвечать не могу, но лично я был настолько увлечён шахматами, что в школе очень быстро стал получать в четверти много троек, а по математике и вовсе вовсе как-то раз вышла двойка в четверти. Короче говоря, шахматы моей учёбе принесли не пользу, а вред-). Кроме того, детства как такого у меня тоже фактически не было - и в восьмом, и в девятом классе я очень мало гулял с друзьями, потому что очень много времени тратил на шахматы. Не знаю, может быть кто-то посчитает меня помешанным на шахматах, но тем не менее я ни о чём не жалею - ни о плохой учёбе в школе, ни о разных потерянных радостях детства – я конечно мог бы, как все, учиться по какой-то экономической или юридической специальности, забросить шахматы и т.д., но я нехочу быть такими как все.
Сезон 2002/2003.
Итак, я предпринял очередную попытку выполнить-таки первый разряд. Моя игра по прежнему на тот момент была довольно-таки детской, но всё равно я играл сильнее, чем год назад, но и турнир окончился тем, что для выполнения первого разряда мне в последнем туре надо было обязательно выиграть, а сопернику уже ничего не было нужно - он шёл в середине таблицы. Глядя на сегодняшние обилие договорных партий (которые есть и в шахматах), могу с уверенностью сказать, что у меня даже и мысли такой не было - сказать противнику, мол, тебе уже ничего не нужно, сдай мне эту партию (примерно год назад я оказался в обратной ситуации - мне ничего по турнирному положению уже не было нужно, а сопернику обязательно надо было у меня выиграть для выполнения какого-то звания, так он ко мне подошёл и прочёл лекцию - мол, тебе всё равно ничего уже не надо, проиграй мне, для меня это очень важная партия. Я послал его нафиг, правда витоге всё равно проиграл, но - в честной борьбе). Так вот, в той партии, где мне надо было обязательно побеждать, я справился с нервами, не волновался, но тем не менее проиграл. Чисто по шахматными причинам, и первый разряд вновь проехал мимо меня.
Потом пролетел ещё один турнир, в котором я снова не дотянулся до нормы. В то время я смотрел на людей, имеющих первый разряд, снизу вверх, я думал, как же здорово они играют, а если я получу первый разряд, смогу ли я играть с ними на равных и как это делать? (на сегодняшний день, когда мне в турнире неожиданно выпадает играть против перворазрядника (чаще всего я играю с гораздо более сильными людьми) я думаю только о том, как бы не расслабится раньше времени, и как правило после 25-30 ходов всё оканчивается в мою пользу почти без всякой борьбы).
В апреле-мае 2003-го года состоялась уже шестая по счёту попытка выполнить первый разряд, и вновь для выполнения нормы нужно было побеждать по заказу в последнем туре, и вновь я эту партию проиграл...
После этого я в 9-м классе сдавал экзамены в школе, предстоятело сдавать алгебру, я ничего не понимал в ней – так же как и в геометрии, химии и фиизке, был полным нулем, самостоятельно не мог решить ни одной задачи ни за 9-й, ни даже за 8-й класс (и до сих пор не умею) но спасли решебники с готовыми ответами на экзаменационные задания, которые продавались в магазинах. Я пришел на экзамен с этим решебником, и хотя учительница ходила вдоль рядов и следила чтобы не списывали, мне удалось, действуя очень аккуратно, осторожно и незаметно списать – я вырвал из решебника 1 страницу (та где были мои решения) и сложил его посередине тетради в которой писал экзамен – и аккуратно переписывал в тот момент когда она поворачивались спиной.
Сезон 2003/2004
После этого я не играл в турнирах ровно 7 месяцев. За эти 7 месяцев меня несколько раз посещали мысли уйти из шахмат, но всякий раз меня останавливало то чувство, что если я так и не выполню первый разряд, то значит распишусь в своём бессилии это сделать, и с того момента выполнить-таки эту злополучную норму стало для меня делом принципа. За эти полгода я немножко снял с себя этот стресс, который преследовал меня регулярно в предыдущие 3 года, в спокойной обстановке стал осмысливать итоги той, не побоюсь этого слова, эпохи шахматных турниров против одних лишь взрослых людей - они принесли мне неоценимый опыт встреч под большим напряжениям, и конечно закалили мой характер, я в одиночку тренировался, читал шахматные книги, решал разные тестовые позиции, учил дебют,и решил немножко видоизменить свой стиль - сделал его более сухим, прагматичным, сформировал себе такой дебютный репертуар, при выходе из которого получаются простые позиции с минимум риска и минимум острой игры.
В феврале 2004-го года я наконец решил, что паузу выступлений в турнирах надо прекращать. Я вернулся в тот же шахматный клуб, в те же шахматные турниры, в которых играл в предыдущие 3 года (в дальнейшем я проведу в нем еще 3 турнира, а затем уйду «наверх» - в турниры обсчитываемые рейтингом ФИДЕ.
Итак, начался первый турнир. Я играл в соответствии со своим новым стилем игры - не рисковал, делал много хороших крепких ходов и ждал ошибок соперника. После каждой очередной победы я, чтобы не расслабляться, мысленно убеждал сам себя, что недавняя победа это полная ерунда, самое сложное впереди, и так - после каждой партии. Короче говоря, в том турнире я набрал 9,5 очков из 10 возможных (9 побед, 1 ничья и ни одного поражения), с большим отрывом выиграл этот турнир и перевыполнил норму первого разряда на 2 очка. Казалось бы, надо радоватся, ведь я наконец сделал то, к чему шёл столько времени! Но нет, я отчётливо помню, что после турнира у меня накопилась такая психологическая усталость, что внутри у меня было ноль эмоций, только полная пустота и усталость...
Вскоре я сыграл уже в турнире первого разряда, играл на равных с другими перворазрядниками, но до следующей нормы недотянул, и после этого во второй раз сделал более чем полугодичную паузу выступлений в турнирах...
Кстати весь этот год, в 10-м классе общеобразовательной школы, у меня были жуткие проблемы с алгеброй и геометрией – я ничего в них не понимал, моих родитилей вызывала директор в школу, грозилась выгнать…я так до сих ничего не понял ни в алгебре, ни в геометрии, ни в физике, ни в химии. По контрольным я получал либо двойки, либо если удавалось у кого-то списать – тройку. А списать удавалось часто, и в четверти с трудом получал тройки. Такая же ситуация была и через год, в 11-м классе – на экзаменах меня опять, как и в 9-м классе, спас на экзамене решебник, я списал по той же технологии что и тогда, и получил аттестат о среднем образовании.
Сезон 2004/2005.
Сначала я сыграл свой третий и последний турнир в том шахматном клубе, где выполнил первый разряд – в турнире с перворазрядниками - отыграл довольно уверенно и стабильно, проиграл всего одну партию, но и выиграл всего 2 или 3 (остальные ничьи), после этого я пришёл к выводу, что всё что было раньше - это довольно большой опыт, который уже можно использовать, начав лезть в более сильные турниры, в которых можно получить международный рейтинг. Некоторые люди отговаривали меня лезть в эту рубку - говорили, там, мол, играют "монстры", они тебя разорвут. Но я твёрдо решил, что я не хочу быть первым парнем на деревне (то есть одним из лучших среди перворазрядников), а стать для начала одним из многих в хороших, сильных турнирах, где играют мастера. К слову, потом я понял, что в партиях с более сильными людьми очень отчётливо видишь свои слабости и те проблемы в игре, над которыми надо работать, и в следующие полтора года, показывая довольно посредственные результаты, я сделал очередной мощный скачок в понимании шахмат.
В марте 2005-го года я после довольно интенсивной двухмесячной подготовки принял участие в отборочном турнире к чемпионату Москвы, на котором я сыграл против довольно сильных шахматистов, с которыми никогда раньше не играл. Конечно, в первых турах меня били со страшной силой, но в середине и конце турнира мне удалось немножко переломить ход борьбы, хотя в итоге я завершил турнир с весьма слабым результатом - 3,5 очка из 9 возможных. Однако потом, когда мне посчитали рейтинг, выяснилось, что я даже с таким результатом выполнил норму Кандидата в мастера (это произошло потому, что играл я с людьми, рейтинг которых гораздо выше соответствующего уровню КМС, и поэтому даже такого результата мне хватило, чтобы получить рейтинг больше 2000, что было достаточно для нормы КМС).