Раскрыта тайна исчезающей улыбки Моны Лизы
Специалисты Института неврологии в Аликанте (Испания) провели новое исследование знаменитого шедевра.
Улыбку Моны Лизы называют загадочной потому, что она одновременно грустная и радостная. И поэтому все до сих пор гадают: Леонардо да Винчи изобразил Джоконду счастливой или печальной? Или она вообще не улыбается?
Эту давнюю тайну пытались раскрыть не раз. В 2000 году - ученые Гарвардского университета, в 2004 году - специалисты из научно-исследовательского института глаза в Сан-Франциско. И все эти годы делались попытки понять загадку ее улыбки. Возникали различные предположения - от реальных до откровенно нелепых. Один итальянский стоматолог объяснял, например, что у Моны Лизы «просто болят зубы». Существовала версия, что на картине изображена не женщина, а это автопортрет «под женщину» самого да Винчи, который смеется над тем, что ему так ловко удалось провести зрителей.
И вот вчера было объявлено о выводах нового исследования шедевра. Эксперты Института неврологии в Аликанте (Испания) заявили, что впечатление о неуловимом настроении Моны Лизы создает специфическая работа клеток сетчатки наших глаз. Эти клетки, как выяснилось, посылают смешанные сигналы в мозг о ее улыбке, сообщает «Нью сайнтист».
- Различные клетки сетчатки передают разные категории информации, или «каналы» в мозг, - объясняет нейрофизиолог Луис Мартинес Отеро. - Эти «каналы» кодируют данные о размере объекта, его четкости, яркости и местоположении в поле зрения. И когда один канал доминирует над другим, то перед вашим взором предстает сияющая Джоконда. А когда верх берут другие виды информации, например, тусклость и размытость образа, то улыбки не видно - для наших глаз она как будто исчезает.
Это заключение о причинах исчезающей улыбки Моны Лизы Мартинес Отеро и его коллега Алонсо Паблос сделали после проведения серии экспериментов. Они попросили несколько пар добровольцев посмотреть на копии шедевра разных размеров, с разных ракурсов и на различных расстояниях. Выяснилось, что если на Мону смотреть издалека или любоваться ее крошечными портретами, то однозначного вывода по поводу любого выражения лица женщины у испытуемых между собой не складывается. Когда же они рассматривали картину вблизи или большие копии шедевра, то все довольно быстро и без сомнения приходили к выводу: Джоконда улыбается.
- Это означает, что информация об улыбке поступает в мозг с клеток сетчатки, где расположено слепое пятно – область, имеющаяся в каждом глазу здорового человека и не чувствительная к свету, - говорит доктор Отеро. – А также с клеток, которые участвуют в периферийном зрении.
Другие опыты показали, что в исчезновении улыбки Моны не меньшую роль играет и свет, который падает на разные клетки сетчатки. Один тип клеток «on-центр», к примеру, определяет яркость объекта по отношению к его фону - они позволяют нам видеть яркие звезды в темную ночь. А другие - «оff-центр» - начинают работать только тогда, когда надо обнаружить темный объект на белом фоне – например, буквы на странице книги.
Мартинес Отеро, решив проверить, какие из этих клеток работают при рассматривании Джоконды, показывая добровольцам по очереди черный и белый экран в течение 30 секунд после любования шедевром. И выяснилось, что испытуемые чаще видят улыбку Моны Лизы после того, как им был показан белый экран. Таким образом, сделали вывод исследователи, Мона Лиза радостно сияет в том случае, если отключены клетки сетчатки «on-центр», а работают на полную мощь клетки «оff-центр».
Кроме того, группа под руководством доктора Отеро использовала специальную компьютерную программу, чтобы определить, куда люди бросают свой первый взгляд, когда подходят к картине. Оказалось, что в первую минуту человек сосредоточен на левой стороне рта Моны и на левой щеке – и в это время он видит как будто ее мимолетную улыбку.
- Это еще одно доказательство, что из всех видений улыбку «выбирают» клетки сетчатки, где расположено слепое пятно, и те, что отвечают за периферийное зрение, - заключает Отеро. - Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только этими клетками сетчатки.
Как же Леонардо удалось так запутать не только зрителей, но и ученых? Ответ на этот вопрос есть в одной из его книг, где он пишет, что пытается детально изображать динамику на лицах людей, за которыми он наблюдал на улице. И живое лицо Джоконды на полотне стала вершиной его мастерства.