В ходе сентябрьских заседаний Архиерейский Синод Русской православной церкви за границей затронул спор вокруг недавно вышедшей книги протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории ХХ века».
Священников огорчила ожесточенность полемики, «немирный и беспокойный дух, который явили некоторые из противников названной книги», говорится в сообщении Архиерейского Синода РПЦЗ.
Церковные служители коснулись «лишь одной из затронутых автором тем, а именно – историософской и собственно исторической оценки личности и деяний генерала Андрея Власова», поскольку именно эта тема «вызвала и вызывает наиболее болезненные расхождения в русской православной среде, как в Отечестве, так и в рассеянии».
«Трагедия тех, кого принято именовать «власовцами», т.е. участников движения, на основе которого возникла Русская Освободительная Армия (РОА), поистине велика, – полагают в РПЦЗ. – Во всяком случае, она должна быть осмыслена со всей возможной непредвзятостью и объективностью. ... Для лучшего понимания происходившего в России – и с Россией, – в переломные годы минувшего столетия следует избегать «черно-белого» истолкования исторических событий. ... Именование деяний генерала А.А.Власова – предательством, есть, на наш взгляд, легкомысленное упрощение тогдашних событий. В этом смысле мы вполне поддерживаем попытку отца Георгия Митрофанова подойти к этому вопросу (а вернее, к целой череде вопросов) с меркой, адекватной сложности проблемы».
«В Русском зарубежье, частью которого стали и уцелевшие участники РОА, генерал А.А.Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения Исторической России», – уверен Архиерейский Синод РПЦЗ.
«Возможно ли было в условиях, в которых пришлось действовать генералу А.А.Власову и «власовцам», поступать иначе? Мы надеемся, что в будущем русские историки отнесутся к тогдашним событиям с большей справедливостью и беспристрастностью, чем это происходит в наши дни», – отмечают в РПЦЗ.
«Тем не менее, на вопрос: «Был ли генерал А.А.Власов и его сподвижники – предателями России?», мы отвечаем – нет, нимало. Все, что было ими предпринято – делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России. Германия рассматривались «власовцами» исключительно как союзник в борьбе с большевизмом, но они, «власовцы» готовы были, при необходимости противостоять вооруженной силой какой бы то ни было колонизации или расчленению нашей Родины», – считает в РПЦЗ.
«… Генерал А.А. Власов и его окружение, «целясь в коммунизм», прилагали все мыслимые старания, чтобы «не попасть в Россию». И эти настроения, эти стремления особо не скрывались во «власовской» среде, и потому-то ненавистники России и в самой Германии, и в других странах, делали все, от них зависящее, чтобы не допустить своевременного создания боеспособной Русской Освободительной Армии, и уж тем более – Русского национального правительства», – отмечают священнослужители.
Одновременно Синод РПЦЗ направил протоиерею Георгию Митрофанову открытое письмо, в котором выразил ему «глубокую признательность» за книгу. В Синоде полагают, что она способствует «освобождению от искаженных представлений, навязанных долгими десятилетиями владычества богоборцев».
«Имя православного христианина Андрея Власова вызывает ненависть при неведении исторической реальности в силу тоталитарно-богоборческой пропаганды», – подчеркивается в письме, которое подписали первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион, архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сан-Францискский и Западно-Американский Кирилл, епископ Монреальский и Канадский Гавриил, епископ Манхэттенский Иероним, епископ Мэйфильдский Георгий, епископ Кливлендский Петр.