У Старого Семёна

Объявление

ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ФОРУМ ВРЕМЕННО ЗАКРЫТ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » У Старого Семёна » Лирика » Маяковский


Маяковский

Сообщений 391 страница 420 из 523

391

несмотря на присутствие в его жизни Норы, Маяковский рвался в Париж

с.476:
Но 28 августа, согласно дневнику Лили, у нее и Осипа состоялся "с Володей разговор о том, что его в Париже подменили". Весть пришла, скорее всего, от Эльзы, которая держала Лили в курсе парижских новостей, так же как Лили рассказывала ей обо всем, что происходило в Москве... А рассказывать было о чем. Если Маяковскому удавалось одновременно ухаживать за двумя женщинами, то в резервном списке поклонников Татьяны числились по крайней мере трое. Одним из них был внук русского лауреата Нобелевской премии по медицине Ильи Мечникова, носивший то же имя. "У меня сейчас масса драм, - сообщала Татьяна матери в феврале 1929 года. - Если бы я даже захотела быть с М., то что стало бы с Илей, кроме него есть еще двое. Заколдованный круг!" Другим запасным кавалером был Бертран дю Плесси, французский виконт, служивший атташе при французском посольстве в Варшаве.
Разговор о том, что "в Париже Володю подменили", сводился именно к тому, чтобы убедить его в вероломстве Татьяны и в том, что нет смысла ехать в Париж. По всей вероятности, Маяковского пытались уговорить вместо этого остаться с Норой, которая искренне любила его. Но разговор не принес желаемого результата, и на следующий день Маяковский телеграфировал Татьяне: "Очень затосковал Пиши больше чаще Целую Всегда люблю Твой Вол".
Двойная эмоциональная бухгалтерия, которую вел Маяковский летом 1929 года, свидетельствует о глубокой растерянности и отчаянии - особенно учитывая, что, помимо Татьяны и Норы, существовала еще одна графа - Лили. Какой будет его жизнь, его будущее? Удастся ли ему создать семью более традиционного типа? Многое говорит о том, что он к этому стремился. Или он останется в "супружеском картеле", в котором жил с 1918 года? Вопреки всему, больше всех он любил Лили...

392

далее Янгфельдт пишет о политике, характеризует 1929 год - год "великого перелома"
и в частности утверждает (с.479), что "летоисчисление стали вести не от Рождества Христова, а с 1917 года"

ну это он, конечно, пиздит
если уж большевики не поменяли летоисчисление  сразу после захвата власти (ограничились введением григорианского календаря), то тем более никто не менял его в 1929-м

вероятно, Янгфельдт имел в виду что-то типа этого

Что касается революционного летосчисления, то на отрывных календарях вплоть до 1991 г. существовала параллельная хронология, начинавшаяся в день революции 7 ноября 1917 г.

такая хуйня была, да, как щас помню
мой покойный дед обожал отрывные календари и я тоже до хуя перечитал их в дошкольном возрасте
и такую строчку помню, где указан был год от "великого октября"
но кого это ебёт, при чём тут официальное летоисчисление?

393

на стр. 482 еще один косяк
парижскую эмигрантскую газету "Последние новости" Янгфельдт обозвал "Последними известиями"

возможно, неточное название газеты - это косяк переводчика

на титульном листе указано:
"перевод со шведского Аси Лавруши и Бенгта Янгфельдта"

394

Янгфельдт, в частности, пишет о судьбе Пильняка, о скандале с "Повестью непогашенной луны"

с.481:
Тогда, в 1926 году, после нескольких унизительных отреканий, Пильняку удалось вернуться в литературу...

но в 29-м его снова взяли за жабры, когда он, в знак протеста покинул пост председателя московского отделения Всероссийского союза писателей (не путать с Союзом писателей СССР, образованным позднее)

РАПП, в двадцате годы ближе всех писательских объединений стоявший к партейной линии и кормушке, начал травлю Пильняка (и Евгения Замятина, опубликовавшего свою повесть "Мы" в зарубежном издательстве) и предложил "всем писательским организациям и одиночкам" примкнуть к травле

Маяковский с готовностью примкнул
в тот момент он возглавлял очередную наспех сколоченную группку, "Реф", и от лица этого самого рефа выступил с заявлением "Наше отношение":
http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ … c-196-.htm

НАШЕ ОТНОШЕНИЕ

Повесть о «Красном дереве» Бориса Пильняк (так, что ли?), впрочем, и другие повести и его и многих других не читал.

К сделанному литературному произведению отношусь как к оружию. Если даже это оружие надклассовое (такого нет, но, может быть, за такое считает его Пильняк), то все же сдача этого оружия в белую прессу усиливает арсенал врагов.

В сегодняшние дни густеющих туч это равно фронтовой измене.

Надо бросить беспредметное литературничанье.

Надо покончить с безответственностью писателей.

Вину Пильняка разделяют многие. Кто? Об этом — особо.

Например, кто отдал треть Федерации союзу пильняков?

Кто защищал пильняков от рефовской тенденциозности?

Кто создавал в писателе уверенность в праве гениев на классовую экстерриториальность?

вот откуда растут ноги у знаменитой фразы "я Пастернака не читал, но скажу"
Янгфельдт почему-то не обратил внимание на это пикантное обстоятельство

395

Янгфельдт журит Маяковского за наезд на Пильняка и ищет смягчающие обстоятельства

с.484-485:
Возможно, на его отношение повлияло также расстроенное душевное состояние, в котором он пребывал в конце лета 1929 года и которое было вызвано нестабильностью в личной жизни. За весь сентябрь он не получил от Татьяны ни одного письма, на что жаловался ей в бесконечных телеграммах. Последняя из них вернулась с пометкой, что адресат неизвестен, однако спустя месяц с лишним Татьяна все же дала о себе знать. "Неужели ты не пишешь только потому что я "скуплюсь" словами, - спрашивает Маяковский в ответном письме 5 октября, на самом деле подозревая, что Татьяна, как и предсказывала Лили, его бросила. - Или, скорей всего, французские поэты (или даже люди более часто встречающихся профессий) тебе теперь симпатичнее. Но если и так, то ведь никто никто и никогда не убедит меня, что ты стала от этого менее роднее и можно не писать и пытать другими способами"...

В письме нет намеков на поездку в Париж. 8 сентября Лили записывает в дневнике: "Володя меня тронул: не хочет в этом году за границу. Хочет 3 месяца ездить по Союзу. Это влияние нашего с ним жестокого разговора". Но через одиннадцать дней, 19-го, согласно этому же дневнику, Маяковский "уже не говорит о 3-х месяцах по союзу, а собирается весной в Бразилию (т.е. в Париж)".
Что произошло? В своем письме от 12 июля Маяковский уверял, что не представляет себе жизни без Татьяны дальше октября и что начнет "приделывать крылышки" - то есть оформлять документы - в сентябре.
Может быть, он просто стал с сомнением относиться к своим планам, по мере того как Татьяна отвечала на его письма и телеграммы все более спорадически. Может быть, на него также повлияли сведения о парижской жизни Татьяны, которыми щедро делилась с сестрой Эльза. Подобная "информация" была к тому же небезосновательной: "Обрастаю друзьями, как снежный ком", - писала Татьяна матери 13 июля. Она была популярна, как никогда, и все время развлекалась. Каждые выходные выезжала на Атлантическое побережье, как с Маяковским, но теперь на автомобиле - и планы на лето были грандиозными: "Буду ездить по всей Франции на автомобиле и, может быть, по Средиземному морю на яхте с парусом". Разумеется, путешествовать она собиралась не одна.

ясен хуй, не одна
и не за красивые глазки
хочешь прокатиться на яхте - задирай юбку, как парус, и раздвигай ноги

396

с.486:
Если эти или подобные новости дошли до Маяковского, ему не стоило тешить себя надеждой, что Татьяна станет его женой, - тем более что в глубине души он, наверное, понимал, что не сможет уговорить ее вернуться с ним в Советский Союз. К тому же отношения с Норой - о которых теперь уже наверняка знали в Париже, вряд ли могли помочь уговорить и без того колеблющуюся Татьяну, это Маяковский тоже понимал.
Это правдоподобно. Маяковский по-прежнему утверждал, что любит Татьяну, но проблем было слишком много, все слишком запуталось и как-то само собой сходило на нет. "Я думала, что он не хочет брать на себя ответственность, сажать себе на шею девушку, - вспоминала Татьяна впоследствии. - Если бы я согласилась ехать, он должен был бы жениться, у него не было бы выбора. Я думала, может быть, он просто испугался..."
Такому толкованию ситуации противоречат слова Лили о том, что Маяковский намеревался в следующем году поехать "в Бразилию (т.е. в Париж)". Если он оставил надежду жениться на Татьяне, то у него не было причин планировать поездку в Париж. Но почему он не упоминает "крылышки" в октябрьском письме, которое вместо этого содержит следующую загадочную фразу: "Нельзя пересказать и переписать всех грустностей, делающих меня еще молчаливее". Его молчаливость замечала и Нора, и по ее словам, Маяковский вернулся с Кавказа в крайне дурном настроении: "Он был чем-то очень озабочен, много молчал. На мои вопросы о причинах такого настроения он отшучивался".
Что это были за "грустности", сделавшие его "еще молчаливее" и о которых нельзя было упоминать? Из всех неясных моментов биографии Маяковского самые загадочные обстоятельства связаны с его несостоявшейся поездкой в Париж.
Несомненно одно: Лили не хотела, чтобы Маяковский женился на Татьяне, и делала все возможное для того, чтобы этому помешать. Но что именно она предпринимала? Ограничивалось ли ее противодействие "жестокими разговорами" и распространением "сведений" о том, что Татьяна бросила его ради другого? Или, желая его остановить, она решилась на более серьезные меры?
Долго бытовало мнение, что Маяковский не поехал в Париж, потому что ему отказали в заграничном паспорте. Но, чтобы получить отказ, надо сначала подать заявление, а такой документ в советских архивах не сохранился. Лили была готова отдать "руку на отсечение", что "никогда не было отказа" - по той простой причине, что он никогда не подавал прошения. По ее утверждению, о том, чтобы Маяковскому отказали в оформлении выездных документов, не могло быть и речи: "Он в любой момент мог поехать, куда он хочет, в любую часть земного шара"..
Таким образом, многое говорит в пользу того, что Маяковский не подавал заявления на заграничный паспорт, потому что решил не ехать в Париж. Но почему в таком случае он так решил? И по собственной ли воле? Разумеется, нет. Скорее всего, Маяковскому действительно отказали в выездной визе, но это было сделано в устной форме - ему дали понять, что подавать документы бессмысленно. "Отказ в заграничной визе был сделан издевательски, - вспоминала Галина Катанян. - Его заставили походить. Иотказали так же, как остальным гражданам Советского Союза, - без объяснения причин".
Историю о мытарствах Маяковского Галине Катанян рассказал человек, который случайно встретился с Маяковским, когда тот выходил из здания ОГПУ на Лубянке: у поэта было "страшное лицо", и он не поздоровался, хотя они были знакомы.

397

тут всё совершенно ясно
нельзя верить ни одному слову этой ядовитой гадюки Лили
соврать ей было - как два пальца обоссать

когда началась хрущевская оттепель и дружки-литераторы стали её пытать, как же мол так, Ося работал в чека и после его отставки вы продолжали водить дружбу с чекистами (по этой причине Пастернак даже назвал квартиру Бриков "отделением московском милиции"), она отвечала просто: мы ничего не знали, мы считали чекистов святыми людьми

лживая сучка
вообще, ложь - это форма ее существования, органическая среда, вне которой она неспособна выжить

очевидно, что она подключила все свои (и осины) чекистские связи, чтобы придержать своего "щена" на коротком поводке, чтобы его обломали с загранпаспортом, который он как раз парой месяцев ранее так восторженно воспел в своём знаменитом стихотворении

я
   достаю
               из широких штанин
хуй
       толщиной
                       с консервную банку
смотрите,
               завидуйте -
                                  я гражданин,
а не какая-нибудь
                             там
                                   гражданка!

398

chich написал(а):

тут всё совершенно ясно
нельзя верить ни одному слову этой ядовитой гадюки Лили
соврать ей было - как два пальца обоссать
когда началась хрущевская оттепель и дружки-литераторы стали её пытать, как же мол так, Ося работал в чека и после его отставки вы продолжали водить дружбу с чекистами (по этой причине один из вхожих к ним писателей даже назвал квартиру Бриков "отделением московском милиции"), она отвечала просто: мы ничего не знали, мы считали чекистов святыми людьми
лживая сучка
вообще, ложь - это форма ее существования, органическая среда, вне которой она неспособна выжить
очевидно, что она подключила все свои (и осины) чекистские связи, чтобы придержать своего "щена" на коротком поводке, чтобы его обломали с загранпаспортом

Оооо. Интереснейшая догадка! +128!

399

ну я бы не сказал, что это прям моя догадка
Янгфельдт тоже мыслит в этом направлении, просто выражается более осторожно
да и наверняка такая версия широко распространена в маяковсковедении

400

Да? Просто не читаю последнее время совсем почти, где-то только на 350 странице книжки Янгфельда поэтому.

И меня сейчас увлек больше "Учебник рисования" Кантора.

401

в чекистском окружении Бриков Янгфельдт особо выделяет зловещую фигуру Якова Агранова, в тот момент возглавлявшего Секретный отдел ОГПУ

с.491:
Несмотря на то, что Агранов держал под надзором не только квартиру Бриков, именно их контакты вызывают особый интерес - частично из-за упорных слухов о том, что Лили снабжала Агранова сведениями о настроениях интеллигенции и в какой-то период находилась с ним в близких отношениях. О последнем ничего не известно, но от слухов о близости Лили к органанам безопасности отмахиваться нельзя. Многое говорит о том, что Лили действительно передавала сотрудникам органов безопасности информацию, которая, в ее понимании, должна была их интересовать. Позднее Пастернак говорил о квартире Бриков как об "отделении московской милиции", а Рита Райт рассказывала, как Лили однажды пыталась ее завербовать в качестве осведомителя в русских эмигрантских кругах Берлина. Рита не отказалась, но во время первой беседы так нервничала, что ее признали непригодной для такой работы.

402

"органанам" в предыдущем посте - это такая опечатка у Янгфельдта
очевидно, речь идёт о близости Лили к половым органам сотрудников чека

403

с.491:
Имена Агранова и Маяковского впервые упоминаются вместе в 1928 году, когда Маяковский на еженедельном совещании Лефа представил его как "товарища", который "в органах безопасности занимается литературными вопросами". "Никого не удивило это, - вспоминала лефовская художница Елена Семенова. - В то время советские люди и, конечно, лефовцы с полным доверием и уважением относились к органам безопасности". Начиная с того дня Агранов присутствовал на всех совещаниях Лефа

охуеть

404

короче говоря, его к ней не пустили
но в конечном счёте в этом виноват он сам
раз не пустили, значит, приложил недостаточно усилий
или слишком много болтал

405

а если Магомет не идёт к горе, гора всегда найдёт другого Магомета

с.493:
Если для Маяковского известие о том, что он не поедет в Париж, было ударом, то что должна была думать Татьяна? Мало того, что он не появился - она не знала почему! Сообщить о настоящей причине Маяковский не мог, с одной стороны, потому что ему было стыдно признавать, что ему отказали в визе, с другой - потому что не хотел, чтобы отказ использовали в эмигрантских кругах Парижа. Кроме того, он наверняка догадывался, что его письма к Татьяне читает не только их адресат.
По словам Татьяны, она узнала об истинной причине, не позволившей Маяковскому приехать в Париж, от Эльзы, а та наверняка не скупилась на информацию о красавице, в компании которой Маяковского часто видят в Москве. Поэтому, когда ее старый кавалер Бертран дю Плесси предложил Татьяне руку и сердце [и елду], она "себя почувствовала свободной" и согласилась: "Он бывал у нас в доме открыто - мне нечего было его скрывать, он был француз, одинокий, это не Маяковский"...
Эльза не может считаться достоверным источником в вопросах, касающихся Татьяны, но когда она пишет что та "во время романа с Маяковским продолжала поддерживать отношения со своим будущим мужем", ей можно верить. Сама Татьяна, однако, это никогда не признавала - ни тогда, ни впоследствии. Бракосочетание состоялось в Париже 23 декабря... "Я его не любила, - сказала она потом о дю Плесси. - В каком-то смысле это было бегство от Маяковского".

406

с.494:
Эльза сообщила Татьяне о том, что Маяковский не приедет в Париж, она же известила Лили о предстоящей свадьбе Татьяны. "Письмо от Эли о Татьяне: разумеется, она выходит замуж за французского виконта, - записала Лили в дневнике от 11 октября и продолжила: - Надя говорит, что я побледнела, а со мной это никогда не бывает. Представляю себе Володину ярость и как ему стыдно. Сегодня он уехал в Питер выступать".

стыдно?
с какого хуя?
стыдно - у кого видно

407

с.495-496:

Позднее она описала эту сцену следующим образом:
"Нас было несколько человек, и мы мирно сидели в столовой Гендрикова переулка. Володя ждал машину, он ехал в Ленинград на множество выступлений. На полу стоял упакованный запертый чемодан.
В это время принесли письмо от Эльзы. Я разорвала конверт и стала, как всегда, читать вслух. Вслед за разными новостями Эльза писала, что Т. Яковлева выходит замуж за какого-то, кажется, виконта, что венчается с ним в церкви, в белом платье, с флердоранжем, что она вне себя от беспокойства, как бы Володя не узнал об этом и не учинил скандала, который может ей повредить и даже расстроить брак. В конце письма Эльза просит посему-поэтому ничего не говорить Володе. Но письмо уже прочитано. Володя помрачнел. Встал и сказал: "Что ж, я пойду". Куда ты? Рано, машина еще не пришла. Но он взял чемодан, поцеловал меня и ушел. Когда вернулся шофер, он рассказал, что встретил Владимира Владимировича на Воронцовской, что он с грохотом бросил чемодан в машину и изругал шофера последним словом, чего с ним никогда не бывало. Потом всю дорогу молчал. А когда доехали до воказла, сказал: "Простите, не сердитесь на меня, товарищ Гамазин, пожалуйста, у меня сердце болит".

По словам Лили, на следующий день она позвонила Маяковскому в Ленинград в гостиницу "Европейская" и сказала, что тревожится за него. В ответ он произнес фразу из старого еврейского анекдота ("Эта лошадь кончилась, пересел на другую") и заверил, что беспокоиться не нужно. Когда она спросила, хочет ли он, чтобы она приехала в Ленинград, он обрадовался, и Лили в тот же вечер покинула Москву. У Маяковского было много выступлений, иногда два-три в день, и почти всегда он приправлял их комментариями о виконтах или баронах.

Это - "официальная" версия из мемуаров Лили. Но согласно ее дневниковым записям, телефоннный разговор состоялся только через шесть дней, 17 октября: "Беспокоюсь о Володе. Утром позвонила ему Ленинград. Рад, что хочу приехать. Спросила, не пустит ли он себе пулю в лоб из-за Татьяны - в Париже тревожатся. Говорит - "передай этим дуракам, что эта лошадь кончилась, пересел на другую". Вечером выехала в Питер". И из того же дневника следует, что письмо, в котором Эльза сообщает, что Татьяна "венчается в белом муаровом платье с fleur d'oranges", получено только 1 декабря.

Разночтения и неясности могут показаться несущественными, однако это не так. Среди "нескольких человек", которые, по словам Лили, присутствовали при чтении письма 11 октября, находились, по некоторым сведениям, Нора и ее муж. Таким образом, Маяковский узнал о бракосочетании Татьяны в присутствии женщины, за которой уже полгода ухаживал. Нетрудно представить себе, каким ударом по его самолюбию был такой позор! А что подумала Нора?

В 1600-страничном французском издании переписки между Лили и Эльзой нет ни единого письма за период с 19 июня 1929 года до 15 апреля 1930-го - отсутствуют даже те письма, на которые Лили ссылается в дневнике, из чего можно сделать вывод, что в них затрагивались такие щекотливые темы (касавшиеся главным образом несостоявшейся поездки Маяковского в Париж), что были все основания их уничтожить. В том, что позднее Лили перепутала два письма - первое, о предстоящей свадьбе Татьяны, и второе, о ее свадебном платье, - нет ничего странного или значимого; это вполне могло быть ошибкой памяти. Однако утверждение, что она немедленно помчалась вслед за Маяковским в Ленинград, объясняется, пожалуй, не плохой памятью (ведь, сочиняя мемуары, Лили могла бы пользоваться дневником), а тем, что действительность выглядела иначе. Если Лили позвонила Маяковскому через шесть дней, это предполагает, что его реакция была намного сильнее, чем Лили хотела признать. Содержало ли письмо сведения, намекающие на то, что Лили имела отношение к несостоявшейся поездке и - пусть косвенно - к решению Татьяны выйти замуж за дю Плесси? Если бы дневник Лили сохранился полностью, возможно, мы бы нашли ответы на эти вопросы, но он существует лишь в отредактированном виде: в связи с московскими процессами конца тридцатых годов Лили устранила из него любую информацию, которая могла повредить ей и другим.

408

30 декабря 1929 знакомые устроили Маяковскому сюрприз - праздник в его честь
в квартиру Бриков набилось сорок человек, в том числе несколько высокопоставленных чекистов, Наташа Брюханенко, Нора с Яншиным, Лев Кулешов с женой и дочь Краснощекова

с.498:
К разряду неожиданных гостей принадлежали молодой турецкий поэт Назым Хикмет и высокопоставленный партийный деятель Юсуп Абрахманов

было устроено целое представление, настоящий капустник

с.500:
Маяковский старался подыгрывать, но, по единодушным свидетельствам, он выглядел очень подавленным. "Лицо его мрачно, даже когда он танцует с ослепительной Полонской в красном платье, с Наташей, со мною", - заметила Галина Катанян, которая также вспоминала, что Лили прокомментировала его угрюмость французским выражением "il a le vin triste", что в буквальном переводе значит "грустный во хмелю". Нора же постоянно была рядом с Маяковским, разговаривала с ним, объяснялась в любви так, что это слышали другие. "Я не понимаю, отчего Володя был так мрачен, - сказал Лев Гринкруг Норе. - Даже если у него неприятности, то его должно обрадовать, что женщина, которую он любит, так гласно объясняется ему в любви.
В предрассветный час многие уже пьяны, Маяковский в одиночестве пьет вино за столом, на котором лежат подарки и у Галины Катанян "возникает ощущение, что он какой-то одинокий, отдельный ото всех, что все мы ему чужие". Его просят почитать стихи, он отказывается, но его уговаривают. И он выбирает "Хорошее отношение к лошадям" - о лошади, издыхающей в голодном Петрограде. Вокруг упавшего животного собираются смеющиеся зеваки, и только Маяковский, узнавший в лошади самого себя, над ней не потешается.

http://www.litera.ru/stixiya/authors/ma … -peli.html

с.501
"Оно прозвучало более мрачно, чем обычно", - вспоминал организатор турне Маяковского Павел Лавут

409

с.500-501:
Маяковский был одинок, как никогда, - Татьяна его бросила (не без помощи советских властей), Нора не хотела оставлять мужа, а в США росла девочка, чья мать написала ему еще в октябре - письмо не сохранилось, но о чем бы ни шла в нем речь, это было напоминание о том, что у него есть дочь, которую он никогда не увидит...
Что же касается Лили, женщины, которую Маяковский любил больше всех, она на протяжении вечера беззастенчиво флиртовала с высокопоставленным партийцем, последним ее завоеванием. Из всех поклонников Лили Юсуп Абрахманов (1901 - 1938) - фигура наиболее загадочная. С 1927 года он был председателем Совнаркома в только что созданной Киргизской Советской Республике и членом Центрального исполнительного комитета СССР. Во время одного из визитов в Москву он познакомился с Маяковским и Лили, но когда именно он попал под ее обаяние, неизвестно. Из письма Осипа Жене ясно, что Юсуп провел несколько дней вмести с Лили в Ленинграде в конце июня 1929 года. В остальном он упоминается только в связи с этим праздником и только как один из гостей.
Молчание вокруг его имени не означает, что его присутствие осталось незамеченным, - напротив, экзотическая внешность, тюбетейка - все это резко выделяло его из сплоченного круга писателей и художников. Замалчивание скорее объясняется тем, что сам факт его приглашения воспринимался как неловкость - и для Лили, чьи кавалеры обычно были другого уровня, и для Маяковского, который был вынужден на собственном юбилее наблюдать, как неотступно находившаяся рядом с Юсупом Лили периодически берет трубку у него изо рта, вытирает ее носовым платком и делает несколько затяжек сама. Реакция Маяковского на подарок Юсупа - деревянная овечка с запиской на шее, в которой содержалась просьба написать что-нибудь о разводимых в Киргизии овцах, - говорит сама за себя: вместо того чтобы поместить овечку на отведенный для подарков стол, Маяковский отложил ее в сторону, даже не взглянув.

это еще Маяковскому повезло, что он вынужден был наблюдать, как на его глазах и на глазах публики Лили у Юсупа берёт изо рта
она ведь вполне могла у чудесного киргиза публично взять в рот

410

Насколько мне известно, минет получил распространиние в России позже. А вот китаянки (не проститутки, а нормальные девушки) до сих пор сосать отказываются. Только вагинальный секс.

411

узкоглазые дуры

412

21 января 1930 Маяковский был приглашен  на торжественное празднование шестой годовщины смерти Ленина в Большой театр, где читал третью часть поэмы "Владимир Ильич Ленин"

с.510:
Лили, которая не присутствовала на концерте, услышала от знакомых, что Маяковский "читал сногсшибательно" и что "в правительственной ложе потрясающее впечатление". "Регина говорит, что Надежде Сергеевне и Сталину страшно понравился Володя, - записала она в дневнике. - Что он замечательно держался и совершенно не смотрел и не раскланивался в их ложу (со слов Н. Серг.)".
Информация о положительной реакции Сталина поступила из самого достоверного источника: от Регины Глаз, кузины Лили, которая занималась воспитанием детей Сталина. Она ежедневно общалась с женой Сталина Надеждой Сергеевной Аллилуевой. Мать была строга с детьми, так как опасалась, что жизнь в Кремле их избалует, но Регина, будучи приверженкой идей немецкого педагога Фридриха Фребеля (известен главным образом как основатель детских садов), делала ставку не на кнут, а на пряник, и однажды, когда сын Василий вел себя особенно хорошо, его наградили автомобильной прогулкой в компании Лили на ее "рено".

жаль, Вася был совсем еще маленьким мальчиком
а то бы в награду за хорошее поведение Лили разрешила бы ему присунуть

с.511:
Слух об успехе быстро распространился, и реакция не заставила себя ждать - с ним связались, в частности, люди из "Правды" с просьбой дать стихи для запланированной литературной страницы. Но, узнав, что в более организованном сотрудничестве нгазета не заинтересована и что печатать его предполагали на тех же условиях, что и остальных поэтов, Маяковский от предложения отказался. У него было высокое мнение о собственных поэтических заслугах, и он не хотел, чтобы к нему относились как к рядовому рифмоплету. Однако отказ от приглашения печататься в партийном органе был вызывающим жестом, подтвердившим его репутацию принципиального и конфликтного человека.

информация о том, что Маяковский понравился Сталину, впоследствии очень пригодится Лили

413

30 января 1930 с треском провалилась в Ленинграде премьера пьесы Маяковского "Баня"

с.513:
"Публика встретила пьесу с убийственной холодностью, - вспоминал Михаил Зощенко, -  не помню ни одного взрыва смеха. Не было даже ни одного хлопка после двух первых актов. Более тяжелого провало мне не приходилось видеть". Пресса была столь же беспощадна, как и публика.

Через два дня в Москве открывалась юбилейная выставка Маяковского, хотя никакого юбилея не было

с.514:
"Я ее устроил потому, что ввиду моего драчливого характера на меня столько собак вешали и в стольких грехах меня обвиняли, которые есть у меня и которых нет, что иной раз мне кажется, уехать бы куда-нибудь и просидеть года два, чтобы только ругани не слышать", - объяснял Маяковский формулировкой, не исключавшей его подлинный мотив: показать властям, что они не правы, оспаривая его патриотизм и лояльность по отношению к советскому строю, - возможно, он также таил надежду, что когда-нибудь снимут запрет на выезд.
Этот мотив, однако, нельзя было упоминать вслух. Когда Осип впоследствии пытался объяснить рвение, с которым Маяковский устраивал выставку..., он указал другую причину - Маяковский, по его словам, "захотел признания": "Он хотел, чтобы мы, рефовцы, взяли на себя организцию его выставки и чтобы на выставку пришли представители партии и правительства и сказали, что он, Маяковский, хороший поэт. Володя устал от борьбы, от драк, от полемики. Ему захотелось немножко покоя и чуточку творческого комфорта".

414

между тем, Старый Семён обнаружил у Маяковского стихи про хуй:

Он к врагу вставал железа тверже

415

c.514-515:
Однако рефовцы не взяли на себя организационную работу. Кирсанову и Асееву не нравилась идея представлять Реф персональной выставкой - они отказались помогать, что привело к открытому разрыву с Маяковским. Выставочный комитет (в состав которого входили Асеев, Жемчужный и Родченко) не провел ни одного заседания, с официальной стороны (от Федерации объединений советских писателей) Маяковский также не получил никакой поддержки. Ему сильно противодействовали, и он был вынужден сам собирать основной материал, который сортировал и готовил в своей маленькой комнатке в Лубянском проезде. Нора помогала ему, когда у нее было время, равно как и Лили. Ему также помогали Наташа Брюханенко и Артемий Бромберг, молодой сотрудник Государственного литературного музея. Но Маяковский все время сталкивался с сопротивлением - типография, к примеру, отказывалась печатать выставочный каталог, который в результате был напечатан в простом гектографированном виде. До последней минуты Маяковский сам занимался развешиванием своих плакатов и рисунков на стенах и ширмах выставочных залов.
За день до открытия Лили записала в дневнике: "Выставка должна была быть образцовой (вот как надо ее сделать!), а получилась интересной только благодаря матерьялу. Я-то уж с самой моей истории с Шкловским знаю цену этим людям, а Володя понял только сегодня - интересно, надолго ли понял".

да ты-то уж всё знаешь, блядина
всех познала

416

с.515:
Правоту Осипа, предполагавшего, что Маяковский хотел официального признания, подтверждает список приглашенных. В него включены литераторы Юрий Олеша, Илья Сельвинский, Александр Фадеев, Леонид Леонов, Федор Гладков, Александр Безыменский, Михаил Светлов, Всеволод Иванов, Николай Эрдман и другие, а также высокопоставленные сотрудники ОГПУ - помимо Якова Агранова, первый и второй заместители председателя организации Генрих Ягода и Станислав Мессинг, начальник секретно-политического отдела Ефим Евдокимов и один из его ближайших подчиненных Лев Эльберт (Сноб) - так же как высокопоставленные деятели государственного и партийного аппарата (Молотов, Ворошилов, Каганович). Как ни странно, Сталин персонального приглашения не получил, зато два билета были отправлены в его канцелярию.

417

c.516-517:
Никто из представителей партийной и государственной элиты на открытии выставки не появился. А из приглашенных писателей пришли, похоже, только Безыменский и Шкловский... Из друзей Маяковского - помимо, разумеется, Лили и Осипа - пришли Кирсанов и чета Родченко, с которыми Маяковский, однако, отказался здороваться. "Если бы нас с тобой связывал только Реф, я бы и с тобой поссорился, но нас с тобой еще другое связывает", - объяснял он Осипу [он имел в виду пизду Лили]. "Володя переутомлен, говорит страшно устало", - вспоминала Лили, которая также заметила, что он был "не только усталый, но и мрачный. Он на всех обижался, не хотел разговаривать ни с кем из товарищей".
Бойкот выставки писателями настолько бросался в глаза, что Маяковский не мог не затронуть это в своей приветственной речи: "Я очень рад, что здесь нет всех этих первачей и проплеванных эстетов, которым все равно, куда идти и кого приветствовать, лишь бы был юбилей. Нет писателей! И это хорошо!" А разочарование, вызванное тем, что никто из высокопоставленных партийных функционеров не отозвался на его приглашение, Маяковский превратил в вызов: "Ну что ж, "бороды" не пришли - обойдемся без них".

выходит так, что в данном конкретном случае пизда связывает двух деятелей культуры прочнее творческого объединения
хотя в большинстве случаев, наоборот, ссорит

418

3 февраля 1930 Маяковский написал заявление о вступлении в РАПП, чем, как пишет Янгфельдт (с.523) "поверг в шок как друзей, так и врагов".

этот безумный шаг, при всех его очевидных издержках, в то же время не принёс Маяковскому ни малейших дивидендов (на которые он, может быть, по наивности надеялся)
бывшие друзья прокляли его, а новых не нашлось

с.526:
Один из лидеров рапповцев, молодой прозаик Александр Фадеев, в газетном интервью утверждал, что тот факт, что "в смысле своих политических взглядов [Маяковский] доказал свою близость пролетариату", не означает, что его приняли "со всем его теоретическим багажом... Мы будем принимать его в той мере, в какой он будет от этого багажа отказываться, - объяснил он, снисходительно добавив: - Мы ему в этом поможем". Если Маяковский думал, что, вступив в РАПП, автоматически станет "пролетарским писателем", то он ошибался, о чем четко заявила передовица в рапповском журнале "На литературном посту".
Менторский тон рапповцев объяснялся внезапным и непредвиденным поступком злейшего противника, давшим им повод почувствовать себя победителями - если для рефовцев решение Маяковского оказалось неожиданным, то в рядах рапповцев оно вызвало не меньшие переполох и растерянность. Что делать в сложившейся ситуации? Как поступить с таким гигантом, как Маяковский? Вместо того, чтобы выбрать его в правление, что было бы естественно, они обращались с ним как с учеником - несмотря на то, что лидера РАППа были намного моложе Маяковского.

ирония истории состоит в том, что четверть века спустя Фадеев тоже застрелился
и больше всего горевал в предсмертном письме о том, что новое начальство не нуждается в его услугах:

в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять

419

между тем, Лили с Осипом уехали в Берлин
им, в отличие от Маяковского, дали загранпаспорта

с.527-528:
"Мы здесь 3 дня, а ощущение такое, что 3 месяца, - записала Лили в дневнике 22 февраля. - Хоть нигде не были, ничего не видели. Купили Осе пальто и шляпу - уж очень он был страшный в своей шубе. А больше и не хочется и денег нет. Никогда больше не буду стараться ехать за границу".
Запись дает хорошее представление о капризном характере Лили, но отражает только первые дни пребывания в Берлине. Хотя время от времени Лили снова охватывает тоска, дальнейшие дневниковые записи свидетельствуют о жизни, наполненной событиями"...
Переменчивость ее настроения иллюстрируется тем, что дневниковые записи порой оживляются анекдотами, например следующим: "Заведующая в родильном приюте спрашивает женщину с красивыми рыжими волосами: "У вашего ребенка такие же чудесные волосы?" - "Нет, черные". - "Ваш муж брюнет?" - "Не знаю, он был в шляпе".

по этому поводу мне лично вспоминается другой анекдот, про стюардессу:
- и сама ты блядь, и шутки у тебя блядские!

420

на стр.531 Янгфельдт цитирует несколько записок с вопросами, заданными Маяковскому в декабре 1929 на обсуждении спектакля "Баня" в рабочем клубе "Пролетарий":

- Дорогие товарищи! Почему домашним хозяйкам ситцу не дают, только дают одним детям 12 лет?

- Как по вашему, тов. Маяковский, доступны ли пониманию ваши пьесы рабочему?

- Остроты натянутые, непонятны. Кто это Микель Анжело? - объясните. Вы пишете для интеллигенции.

- Товарищ! Мне не нравится Ваша пьеса, а нравитесь Вы сами. Люблю Вас давно. Варламова Вера.

- Товарищи, довольно нам забивать головы, они у нас и так уже забиты. Мое мнение - прикончите все ваши сказки


Вы здесь » У Старого Семёна » Лирика » Маяковский