Опасный помпаж
Речевой самописец Як-42Д, зафиксировавший переговоры экипажа с диспетчером и между собой, а также прибор—регистратор параметров полета были обнаружены в хвостовой части разбившейся машины, оторвавшейся при аварии и улетевшей в устье впадающей в Волгу реки Туношна. Оба "черных ящика" водолазы извлекли вчера днем на поверхность и передали их экспертам Межгосударственного авиационного комитета, занятым в техническом расследовании катастрофы.
Из двух приборов специалистам, по их собственному признанию, больше интересен параметрический самописец, поскольку речевой, скорее всего, окажется пустым. Согласно летным инструкциям, в период времени от начала разбега самолета до набора им 200-метровой высоты переговоры с диспетчером не ведутся, а именно в начале взлета и произошла катастрофа. Бортовой регистратор, в свою очередь, покажет экспертам такие важные для расследования параметры, как скорость машины на взлете, режимы работы ее двигателей, положение рулей, и, что самое главное, восстановит все манипуляции с органами управления, совершенные пилотами перед катастрофой.
Согласно одному из предположений, лайнеру не хватило мощности двигателей для набора высоты из-за возникшего в его силовых установках помпажа — аварийного режима работы турбины, при котором засасываемый ее компрессором наружный воздух начинает завихряться и выталкиваться обратно. Поскольку подача топлива электронасосом в условиях недостатка воздуха продолжается, обогащенная смесь горит, выстреливая через воздухозаборники языки пламени: это явление свидетели с земли обычно принимают за "взрывы в воздухе".
При возникновении помпажа резко падает тяга двигателей, но, самое главное — возникает угроза пожара, поэтому для предотвращения возгорания пилот вынужден убирать режим работы проблемной турбины или вовсе останавливать ее. На эшелоне экипаж может без особых последствий манипулировать режимом двигателей, однако в условиях недостатка высоты и скорости при взлете резкая потеря тяги чревата сваливанием самолета. Эксперты утверждают, что именно это и произошло с Як-42Д — машина, едва оторвавшись от земли, завалилась влево и пошла вниз.
Причиной помпажа, как говорят специалисты, могут быть попавшие в воздухозаборник птицы, оторвавшиеся лопатки компрессора. Спровоцировать это явление может и слишком сильно задранный нос машины — при этом встречный поток воздуха попадает в турбину не прямо, а под углом. Для двигателей Д-36 Як-42Д проблема тангажа, по мнению опытных летчиков, актуальна и просто из-за особенностей их конструкции. Воздушный поток в Д-36 может сорваться даже при резком наборе оборотов, поэтому, например, выводить их на максимальный режим полагается не на земле, а постепенно в процессе взлета.
Установленные на Як-42Д двигатели Д-36 сконструированы на госпредприятии "Ивченко-Прогресс" и построены заводом "Мотор Сич" в Запорожье. Как сообщил "Ъ" заместитель главного конструктора ГП по эксплуатации Валерий Шлеенков, за все время эксплуатации Як-42Д не произошло ни одной катастрофы, связанной с отказами двигателей Д-36. "И сам самолет тоже надежный,— отметил господин Шлеенков.— Он свободно взлетает на двух двигателях, а лететь и садиться может даже на одном".
Нестабильный стабилизатор
Другой возможной причиной катастрофы эксперты называют неправильно установленный стабилизатор Як-42Д — подвижный горизонтальный руль в хвостовой части, с помощью которого можно поднимать или опускать нос машины. При взлете Як-42Д стабилизатор должен быть поднят вверх на угол 8,5 градуса, чтобы помочь машине оторвать переднюю стойку шасси от земли. Если он стоит, например, горизонтально, как требуется в полете на эшелоне, подняться в воздух и набрать высоту лайнеру будет довольно сложно.
О неправильном положении стабилизатора при взлете экипажу Як-42Д сигнализирует специальная желтая лампа на панели приборов, однако в солнечную погоду, как говорят пилоты, ее можно и не заметить. Даже в случае запоздалого обнаружения ошибки быстро исправить ее, по мнению летчиков, не удастся. Дело в том, что вращение стабилизатора происходит не мгновенно, а ступенчато — руль фиксируется во всех промежуточных положениях, поэтому на его передвижку на 8 градусов может уйти до 15 секунд.
О том, как ведет себя на взлете самолет с неправильно установленным стабилизатором, довольно красноречиво разъяснено в информационном письме Росавиации, распространенном 25 октября прошлого года по результатам расследования инцидента с Як-42Д ОАО "Ижавиа", происшедшего в аэропорту Челябинска. Этот лайнер пошел на взлет с неисправным переключателем управления стабилизатором, и командир, пытаясь опустить нос самолета, стал, наоборот, поднимать его. В результате этих манипуляций, говорится в сообщении, "самолет вышел на закритические углы атаки, тангаж увеличился до 40 градусов, скорость упала до 86 км/ч, а крен достиг 84 градусов". Машину и находившихся в ней людей тогда удалось спасти только благодаря профессионализму летчиков — обнаружив неисправность, они перешли на резервное управление стабилизатором.
Следует отметить, что, если одна из этих причин будет официально подтверждена технической комиссией, СКР, уже возбудивший уголовное дело о "нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта" (ст. 263 УК РФ), наверняка поставит вопрос о виновности в катастрофе погибших летчиков. Дело в том, что, согласно летным правилам, в случае возникновения любых проблем технического характера при взлете пилоты обязаны прекратить разгон и начать экстренное торможение. Экипаж Як-42Д, как было установлено, прошел точку "рубеж" на полосе, набрав скорость 215 км/ч, после которой торможение уже невозможно, и продолжил разбег, несмотря на то что передние колеса машины от бетонки не оторвались.
Возможно, летчики понадеялись на собственный опыт, отличную погоду, возможности Як-42Д, который справедливо считается одним из самых "тяговооруженных" (по соотношению мощности двигателей к собственному весу) пассажирских самолетов в мире, и трехкилометровую полосу ярославского аэропорта Туношна. Для нормального взлета Як-42Д, по мнению летчиков, достаточно было бы и половины ее длины.